Введение
Глава 1. Цели организации, влияние рыночных отношений на формирование целей
1.1 Целевое начало организации, понятие цели
1.2 Классификация целей и требования, предъявляемые к целям
1.3 Особенности целевого подхода в управлении
Глава 2. Формирование целей на ЗАО «-»
2.1 Анализ целевого подхода к управлению на примере ЗАО «-»
2.2 Преимущества и недостатки целевого подхода
2.3 Рекомендации по целевому подходу
Заключение
Литература
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же управление. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платой» способного спроса населения и предприятий-потребителей.
Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы.
Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции на рынке.
Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары.
Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию.
Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).
Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Следовательно, определяется актуальность рассматриваемой темы исследования.
Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.
Цель работы рассмотреть формирование целей организации на ЗАО «-».
Предмет исследования: формирование целей организации на ЗАО «-».
Объект исследования: ЗАО «-».
Задачи исследования:
- Рассмотреть основные категории и аспекты целей организации, влияния рыночных отношений на формирование целей;
- Провести анализ целевого подхода к управлению на примере ЗАО «-»;
- Рассмотреть преимущества и недостатки целевого подхода управлением ЗАО «-»;
- Разработать дерево целей на ЗАО «-»;
- Разработать рекомендации по целевому подходу управлениея ЗАО «-».
В работе использованы методы сравнения, сопоставления, группировки.
Исследование проведено на основе учебных литературных источников, периодической литературы, фактической информации предприятия.
Глава 1. Цели организации, влияние рыночных отношений на формирование целей
1.1 Целевое начало организации, понятие цели
В нашей повседневной жизни, мы постоянно встречаемся с разного рода организациями и не менее часто являемся их частью. При этом мы просто не обращаем внимания, что практически повсеместно вся наша жизнь и деятельность, так или иначе связана с организациями. Мы ходим в организации на работу, в них покупаем товары, лечимся, оплачиваем услуги и т.д.
Для начала, следует уяснить, что же это такое «организация».
И так: а) организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей;[1] б) организация - это объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей;[2] в) организацией является институционализированная группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей;[3] г) организация (от греч. ὄργανον инструмент) - объединение людей на основании общественного договора, преследующих общие цели, контролирующих свою совместную деятельность и обособляющих себя от окружающих.[4]
Как видно из приведённых определений, что любая организация функционирует для достижения общих и частных целей. Вот и попробуем разобраться в целевом начале организации.
Так как основу любой организации составляют люди, и её существование без людей не представляется возможным, можно с уверенностью сказать, что организация является сложным социальным организмом, в котором переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
Каждая организация имеет свои, характерные только ей облик, культуру, традиции и репутацию.
Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные личные цели.[5]
Что заставляет людей создавать или формировать организации? В разных литературных и учебных источниках, часто встречается мнение, что люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои потребности (проблемы) совместно. Что позволяет людям достигать желаемого результата легче чем, если бы он достигался ими поодиночке. Таким образом, для того чтобы людям коллективно достигать желаемого результата, им необходимо иметь одни и те же, или по крайней мере схожие цели. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.[6]
А это значит, что с самого начала организации присуща определенная целевая ориентация.
При этом, нельзя не сказать о внешнем окружении организации (покупателях, общественности, деловых партнерах и т.п.), которые преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ей через её руководство определенную направленность, также развивая целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.[7]
Не смотря на то, что данная работа освещает вопросы, рассматривающие цели организации, мы коротко уделим внимания и миссии организации, так как без неё рассмотренный вопрос о целях организации будет неполным.
Существуют широкое и узкое понимания миссии.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она: а) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач; б) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; в) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; г) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).[8]
Например, если рассматривать миссию коммерческой организации направленной на производство и (или) реализацию товара (продукта), то целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. В данном случае, основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, учитываются при определении ее предназначения, являются: собственники организации; сотрудники организации; покупатели товара (продукта) организации; деловые партнеры организации; местное сообщество и общество в целом. Миссия организации в большей или меньшей мере отражает интересы всех шести вышеназванных групп людей.