Курсовая работа|Криминология

Насильственная преступность

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Общая криминологическая характеристика насильственной преступности 

Глава 2. Причины и условия насильственных преступлений

2.1. Характеристика и типы личности насильственного преступника

2.2. Особенности детерминации насильственных преступлений

2.3. Факторы насильственных преступлений

Глава 3. Воздействие на насильственную преступность

3.1. Меры предупреждения насильственных преступлений

3.2. Профилактика случайных насильственных преступлений

3.3. Профилактика криминального конформизма

3.4. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений

Заключение

Список литературы

Насилие — один из фундаментальных элементов культуры. Это подметил еще Л.Н. Толстой: «Жестокость всех на­родов везде одна и та же. Более жестокие, бесчеловечные, гу­ляющие люди кормятся насилием, войною, более мягкие, кроткие, трудолюбивые — предпочитают терпеть. История есть история этих насилий и борьбы с ними»[1].

Много веков назад в мире безраздельно властвовал закон силы. Насилие было универсальным инструментом решения любой проблемы. Развитие общества привело к осознанию не­обходимости ограничения силовых вариантов достижения целей, решения социальных конфликтов. К сожалению, осознание по­рочности насилия намного опередило готовность человечества отказаться от него как в межличностной, так и в межгосудар­ственной практике.

Насильственная преступность — результат противоречия между импульсами дикой природы, укоренивши­мися в генной памяти человечества, и идеями гуманизма, пред­ставлениями о справедливости социальных отношений.

Цель курсовой работы – криминологическое исследование насильственной преступности.

Задачи исследования:

  1. Дать общую криминологическую характеристику насильственной преступности.
  2. Раскрыть причины, условия, особенности детерминации и факторы насильственных преступлений.
  3. Исследовать возможные меры воздействия на насильственную преступность.

Объект исследования – криминологическая характеристика насильственной преступности.

Предмет исследования – насильственная преступность.

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий по курсу «Криминология», специальной научно-исследовательской литературы, а также публицистических материалов.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

 

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

 

1. Общая криминологическая характеристика насильственной преступности

К преступлениям данной группы относятся умышленные дея­ния, содержащие признаки физического или психического наси­лии. В отличие от преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности они не объединены одной из глав УК, а разбросаны но многочисленным нормам Особенной части УК. Так, в разделе 7 УК РФ о преступлениях против личности сосре­доточено большинство насильственных преступлений: а) убийства (ст. ст. 105-108); б) причинение вреда здоровью (ст.ст. 11—117); в) доведение до самоубийства (ст. 110), угроза убийством или причи­нением тяжкою вреда здоровью (ст. 119), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120), харак­теризующиеся психическим насилием; г) похищение человека (ст. 126), незаконное лишение свободы (ст. 127) и незаконное поме­щение в психиатрический стационар (ст. 128), посягающее на сво­боду, честь и достоинство личности; д) насильственные действия сексуального характера (ст. ст. 131-133); е) нарушение неприкос­новенности жилища (ст. 139) и воспрепятствование осуществле­нию законных прав (ст.ст. 141, 144, 148, 149); ж) преступления про­тив несовершеннолетних (ст.ст. 150, 152-154, 156).

Вторую группу составляют представленные в разделе 8 УК РФ преступления в сфере экономики: а) преступления против соб­ственности: разбой (ст. 162), грабеж (ст. 161), вымогательство (ст. 163), хищение теми же способами особо ценных предметов (ст. 164), угон с применением насилия (ст. 166), умышленное унич­тожение или повреждение имущества (ст. 167); б) преступления в сфере экономической деятельности: монополизм (ст. 178 ч. 3), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее соверше­ния (ст.179), контрабанда (ст. 188 ч.ч.3 и 4); в) злоупотребление полномочиями (ст. 201) и превышение полномочий (ст. 203) ра­ботниками негосударственных организаций.

К третьей группе относятся преступления: а) против обще­ственной безопасности: терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), бандитизм (ст. 209), пиратство (ст. 227), угон (ст. 211); б) против общественного порядка: массовые беспорядки (ст. 212), хулиганство (ст. 213), вандализм (ст. 214), разбой, грабеж или вымогательство радиоактивных материалов и вооружения (ст.ст. 221 и 226); в) преступления против здоровья населения и обще­ственной нравственности (ст.ст. 223, 230, 239, 240, 243-245).

Четвертую группу составляют преступления: а) против основ конституционного строя (ст.ст. 277—280), б) против безопаснос­ти государства (ст.ст. 275, 276, 281, 282); в) должностные преступ­ления (ст.ст. 286, 288); г) преступления против правосудия (ст. ст. 294-296, 302, 309, 313); д) преступления прогни порядка управления (ст. ст. 317, 318, 321, 322, 330); е) преступления про­тив военной службы (ст. ст. 333-335, 346); ж) преступления про­тив мира и безопасности человечества (ст. ст. 353-360)[2].

Судя по санкциям, все эти преступления представляют высо­кую общественную опасность, однако их распространенность значительно уменьшается от первой к четвертой группе. Поэто­му для криминологии представляют интерес преступления пер­вых двух групп, а также хулиганство. В целом в структуре пре­ступности насильственные преступления составляют немногим более 1/10 всех совершаемых преступлений. Они являются наи­менее латентными из-за своей повышенной опасности, т.к. их труднее всего скрыть, поэтому реально их доля составляет намно­го менее 1/10, вероятнее всего в пределах 5—7%. По официаль­ным данным, каждое 15-е преступление — хулиганство, каждое 20-е — грабеж, каждое 45-е — тяжкий вред здоровью, каждое 70-е - разбой, каждое 80-е - умышленное убийство, каждое 200-е - изнасилование. Остальные совершаются реже[3].

Итак, в криминологии выделяют два типа насильственных преступ­лений:

1) насильственно-эгоистические;

2) корыстно-насильственные[4].

В первой группе преступлений насилие является сущностью криминальной мотивации. Во второй — способом достижения определенного результата. Эта классификация соответствует де­лению преступлений на процессуальные и инструментальные (первые приносят удовлетворение личности самим процессом их совершения, вторые являются инструментом решения тех или иных проблем).

К насильственным преступлениям относятся убийства, причи­нение телесных повреждений, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, побои, истязания, захват зал­ожников, похищение человека, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, незаконное лишение свободы, терроризм, посягательство на жизнь сотрудника пра­воохранительного органа, применение насилия в отношении пред­ставителя власти. В зависимости от характера мотивации эти преступления могут быть отнесены как к насильственно-эгоис­тическим (убийство по мотиву национальной, расовой, религи­озной ненависти или вражды либо кровной мести), так и к корыстно-насильственным (убийство из корыстных побуждений или по найму).

К преступлениям, являющимся исключительно насильствен­но-эгоистическими, может быть отнесено, например, изнасило­вание или истязание.

Доля насильственных преступлений в структуре преступности невелика. Сама структура насильственной преступности весьма устойчива: «Взятая в целом тяжкая насильственная преступность занимает в структуре всей преступности пока достаточно скром­ное место. На ее долю приходится всего лишь четыре—шесть процентов в общей совокупности всех уголовно наказуемых дея­ний. Весьма устойчиво соотношение слагаемых этой преступнос­ти. Так, в среднем на одно умышленное убийство приходится два тяжких телесных повреждения и одно изнасилование»[5].

При том, что преступления рассматриваемого типа в крими­нальной структуре составляют лишь около 5%, именно они в общественном сознании ассоциируются с понятием «преступ­ность», именно они являются катализатором народного недовольства политическим режимом. В этом особый аспект их общественной опасности.

По данным исследований С.Б. Алимова, более половины убийств и причинений тяжкого вреда здоровью приходится на три последних дня недели: пятницу, субботу и воскресенье. Пик криминогенности приходится на пятницу, с 18 до 20 часов. В 2/3 случаев убийств и причинений телесных повреждений ору­дием насилия были колюще-режущие предметы (ножи), 1/5 — удары руками или ногами, 1/10 — охотничье оружие. В общей совокупности потерпевших от данных преступлений доминируют лица, связанные с преступником семейно-бытовыми отношения­ми[6].

Весьма острой проблемой является семейно-бытовое насилие в отношении женщин и детей. Избиение матери мужем или сожителем на глазах ребенка не проходит бесследно для детской психики. Еще более сильным источником детских психических травм оказывается избиение детей (в порядке вымещения злобы на более слабом), сексуальное насилие родителей и агрессивная «семейная педагогика». В России ежегодно подвергаются наси­лию около 2 млн детей. Человек в начале жизни получает солидный заряд ненависти к окружающим. Эту ненависть дети и подростки вымещают па тех, кто слабее их (на животных, более слабых сверстниках). Одним из каналов вымещения злобы на более слабых оказывается военная служба, где, став старо­служащим, ожесточенный юноша приобретает неограниченные возможности издеваться над сослуживцами.

  1. Авсеенко Е.В. Криминология. - М., 2001.
  2. Алексеев А.И. Криминология. - М., 2001.
  3. Алексеев А.А. Насильственная преступность и карательная политика: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - Омск, 1998.
  4. Алимов С.Б., Рахманов А.И. Региональные особенности состояния и тенденции умышленных убийств в РСФСР (1980-1989 гг.) // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации. - М., 1993. С. 15-23.
  5. Антонов-Романовский Г.В., Матвеева Н.С. Влияние алкоголепотребления на состояние тяжкой насильственной преступности в России в конце 80-х годов//Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации. - М., 1993. С. 41-54.
  6. Базаров Р.А. Уголовно-правовая политика в сфере предупреждения насильственной преступности // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. - М.: Акад. МВД РФ, 1995. С. 191-195.
  7. Бойцов А.И. Понятие насильственного преступления // Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с насильственной преступностью. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 134-149.
  8. Волошина Л.А. Тяжкая насильственная преступность последнего десятилетия в России // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации. - М., 1993. С. 3-5.
  9. Гилинский Я.И. Социальное насилие и насильственная преступность // Человек против человека. - СПб., 1994. С. 43-53.
  10. Дьяченко А., Колосова И. Насильственная преступность против личности в странах Содружества Независимых Государств в 1997-2000 гг.//Уголовное право. - 2001. - N 3.
  11. Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 188 с.
  12. Жалинский А.Э. Насильственная преступность и уголовная политика//СГП. - 1991. - N 5. - С. 101112.
  13. Криминология. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1997.
  14. Криминология. / Под ред. В.Н. Бурлакова. - СПб., 1999
  15. Криминология. / Под ред. С.Е. Вицин. - М., 2001
  16. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. - М., 1999.
  17. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. - М., 1997
  18. Криминология и профилактика преступности. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.
  19. Лунеев В.В. Преступность XX века. - М., 1997
  20. Матвеева Н.С., Трайнина Г.Н. Результаты сравнительного статистического исследования тяжкой насильственной преступности в РСФСР и других республиках//Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации. - М., 1993. С. 33-41.
  21. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова; РАН. Ин-т гос-ва и права. - М., 1997.
  22. Насильственные преступления: природа, расследование, предуп­реждение. - М., 1994
  23. Побегайло Э.Ф. Тенденции современной насильственной преступности и проблемы совершенствования уголовного законодательства//Учен. зап./Тарт. ун-т. 1990. Вып. 889. С. 58-83.
  24. Сидоренкова Т.А. Насильственная преступность по новому Уголовному кодексу//Право: история, теория, практика: Сб. ст. и материалов. - Брянск, 1998. Вып. 2. С. 73-90.
  25. Состояние преступности в России. Аналит. сборник. – М., 2000
  26. Хохряков Г.Ф. Криминология. - М., 2002

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Криминология
2014 год 46 стр.
Курсовая Женская преступность
Курсовая работа Криминология
2020 год 38 стр.
Латентная преступность
antiplagiatpro
Курсовая работа Криминология
2022 год 36 стр.
Преступность как социальное явление
Курсовая работа Криминология
2012 год 28 стр.
Курсовая Преступность в быту
bugalter
Курсовая работа Криминология
2023 год 28 стр.
Женская преступность

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское