Введение
Глава 1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Понятие диверсификации
1.2. Мотивы, способствующие диверсификации
1.3. Цели, которые могут быть достигнуты с помощью стратегии диверсификации
Глава 2. Повышение конкурентоспособности туристической компании «Три кита» на основе диверсификации
2.1. Краткая характеристика туристической компании «Три кита»
2.2. Оценка конкурентоспособности компании «Три кита» и изучение возможностей повышения её конкурентности
2.3. Разработка рекомендаций по повышение конкурентоспособности компании с помощью стратегии
диверсификации
Заключение
Библиографический список
Приложения
Современная экономическая ситуация в России под влиянием финансового кризиса, распространившегося на производственную сферу, значительно ухудшилась. Рост ВВП России по итогам 2010 г. составил 6%, а в 2011 г. падение ВВП по отношению к 2010 г. по имеющимся прогнозам составит 5,5%. Падение инвестиций в 2011 г. составит 13,5% по сравнению с 2010 г., то есть нужно отметить, что после десяти лет быстрого роста российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического роста и даже негативную тенденцию темпов отдельных показателей [14, с. 7].
В связи с этим в последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники, в связи с демонополизацией экономики, конверсией военно-промышленного комплекса, созданием предпосылок конкуренции. Все чаще как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью роста компаний и страховки от влияния внешних факторов. Зачастую решения о диверсификации деятельности принимаются интуитивно, не оценивая при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием на основную деятельность компании.
Первые теоретические разработки диверсификации появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться [18, с. 84]. Существующие теоретические наработки диверсификации, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.
В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. Поэтому, по нашему мнению, эта тема является актуальной, как с практической, так и с теоретической точек зрения.
Целью курсового исследования является изучение целей и мотивов о диверсификации туристической компании «Три кита».
Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:
1) раскрыть понятие диверсификации;
2) выявить мотивы, способствующие диверсификации;
3) охарактеризовать цели диверсификации;
4) дать краткую характеристику туристической компании «Три кита»;
5) провести оценку конкурентоспособности фирмы «Три кита»;
6) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе диверсификации в туристической компании «Три кита».
Объектом исследования являются теоретические основы стратегии диверсификации.
В предмет курсового исследования входит механизм формирования стратегии диверсификации туристической компании «Три кита».
Теоретической и методической основой решения поставленных задач послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического управления, инвестиционного менеджмента, экономической теории. В процессе исследования использовались труды западных авторов в области стратегического управления и разработки стратегии диверсификации компании, отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятием. Исследование основывалось на принципах системного подхода, классифицирования, обобщения, экономического, логического и сравнительного анализа.
Принципиальное значение для настоящего курсового исследования имеют работы таких авторов, как А.С. Андрианов, Г.Я. Гольдштейн, А.Л. Тупицын, С.В. Дохолян, В.М. Фролов, Е.Э. Манохина и др.
Цель и задачи исследования предопределило структуру настоящей работы, которая логически состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Понятие диверсификации
В нашей стране в условиях перехода к рыночным отношениям хозяйственные системы вынуждены взаимодействовать с такими факторами внешней среды, как конкуренция, спрос, предложение, инфляция, обвал рубля и т.д. Внешняя среда постоянно меняется, то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения; не остается без изменения и внутренняя среда хозяйственной системы. Хозяйственные системы вынуждены постоянно приспосабливаться к условиям рынка, гибко выстраивая свое поведение под его потребности.
Экономика России до сентября 2010 г. росла достаточно устойчивыми темпами (См.: приложение 1). По данным Министерства экономического развития РФ, рост ВВП по итогам 2010 г. составил 5,5%. По имеющимся данным темп роста экономики РФ в 2009 г. (в соответствующем периоде 2009 г. – 8,4%) составил 7,5%, а сам период роста, как предполагалось, мог продлиться в течение ближайших трех лет. Тем не менее, российская экономика оказалась в настоящее время в ситуации, характеризующейся стагнацией (спадом производства) и высокой инфляцией. Как говорилось выше, спад ВВП в 2011 году составит примерно 5,5%, при достаточно высоком уровне инфляции – 13-14%, что обусловлено последствиями девальвацией рубля и ростом тарифов естественных монополий [14, с. 10].
Одним из самых широко используемых и наиболее эффективных способов выживания в условиях кризиса является диверсификация деятельности экономических субъектов. В некоторых научных статьях, например В.А. Кретинина, отмечается, что основа для дальнейшего развития российской экономики - техническое перевооружение предприятий, целью которого является внедрение передовых технологий, освоение новой техники и т.д. [12]. Причем масштабы необходимых мероприятий впечатляют, поскольку в целом в промышленности России активная часть фондов изношена на 67%, а в машиностроении, химии и нефтехимии уровень износа превышает 75% [12].
Понятно, каких больших финансовых затрат это потребует. Изыскание этих финансовых ресурсов повлечет огромное напряжение всей экономики России в пространстве и во времени. Поэтому для многих отечественных хозяйственных систем все еще остро стоит вопрос о «выживаемости». Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка. Приведем основные определения диверсификации, а также ее видов.
Такие авторы, как В.И. Кушлин, А.Н. Фоломьев, А.З. Селезнев, Е.К. Смирницкий определяют диверсификацию (от лат. diversificatio - изменение, разнообразие) как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) [13, с. 105]. Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы в данном контексте можно рассматривать как одну из форм реализации инноваций и инвестиций.
В.А. Новиков отмечает, что «диверсификация - инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных с основным производством фирмы» [19, с. 176].
Диверсификация - расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, зачастую, технологически не связанные с основной специализацией этого производства [20, с. 56].
С экономической точки зрения диверсификация — это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг [9, с. 116].
Таким образом, диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.
Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. В приложении 2 показаны возможные виды диверсификации [14, с. 11]. Диверсификация может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. В этом случае имеет место реализация инноваций и инвестиций. Можно классифицировать этот тип диверсификации как инновационный. Чаще, однако, приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки их акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В первом случае имеет место концентрическая (связанная) диверсификация - пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения сбыта. Во втором случае имеет место конгломератная (несвязанная) диверсификация - пополнение ассортимента продукции изделиями принципиально нового класса. В состав концернов и конгломератов могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д. [1, с. 72].
Диверсификация производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства либо расширение ассортимента производимых товаров [25, с. 37]. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.
Выделяют диверсификацию продукции - как производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющего интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции [23, с.112].
Итак, существует большое количество определений понятия диверсификация, но все они имеют единую целевую ориентацию - приобретение дополнительной экономической устойчивости и устойчивого экономического развития.