Курсовая работа|Стратегический менеджмент

Повышение конкурентоспособности на основе диверсификации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Стратегия диверсификации компании

1.1. Понятие диверсификации

1.2. Мотивы, способствующие диверсификации

1.3. Цели, которые могут быть достигнуты с помощью стратегии диверсификации

Глава 2. Повышение конкурентоспособности туристической компании «Три кита» на основе диверсификации

2.1. Краткая характеристика туристической компании  «Три кита»

2.2. Оценка конкурентоспособности компании «Три кита» и изучение возможностей повышения её конкурентности

2.3. Разработка рекомендаций по повышение конкурентоспособности компании с помощью стратегии

диверсификации

Заключение

Библиографический список

Приложения

Современная экономическая ситуация в России под влиянием финансового кризиса, распространившегося на производственную сферу, значительно ухудшилась. Рост ВВП России по итогам 2010 г. составил 6%, а в 2011 г. падение ВВП по отношению к 2010 г. по имеющимся прогнозам составит 5,5%. Падение инвестиций в 2011 г. составит 13,5% по сравнению с 2010 г., то есть нужно отметить, что после десяти лет быстрого роста  российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического роста и даже негативную тенденцию темпов отдельных показателей [14, с. 7].

В связи с этим в последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники, в связи с демонополизацией экономики, конверсией военно-промышленного комплекса, созданием предпосылок конкуренции. Все чаще как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью роста компаний и страховки от влияния внешних факторов. Зачастую решения о диверсификации деятельности принимаются интуитивно, не оценивая при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием на основную деятельность компании.

Первые теоретические разработки диверсификации появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться [18, с. 84].  Существующие теоретические наработки диверсификации, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. Поэтому, по нашему мнению, эта тема является актуальной, как с практической, так и с теоретической точек зрения.

Целью курсового исследования является изучение целей и мотивов о диверсификации туристической компании «Три кита».

Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:

1) раскрыть понятие диверсификации;

2) выявить мотивы, способствующие диверсификации;

3) охарактеризовать цели диверсификации;

4) дать краткую характеристику туристической компании «Три кита»;

5) провести оценку конкурентоспособности фирмы «Три кита»;

6) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе диверсификации в туристической компании «Три кита».

Объектом исследования являются теоретические основы стратегии диверсификации.

В предмет курсового исследования входит механизм формирования стратегии диверсификации туристической компании «Три кита».

Теоретической и методической основой решения поставленных задач послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического управления, инвестиционного менеджмента, экономической теории. В процессе исследования использовались труды западных авторов в области стратегического управления и разработки стратегии диверсификации компании, отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятием. Исследование основывалось на принципах системного подхода, классифицирования, обобщения, экономического, логического и сравнительного анализа.

Принципиальное значение для настоящего курсового исследования имеют работы таких авторов, как А.С. Андрианов, Г.Я. Гольдштейн, А.Л. Тупицын, С.В. Дохолян, В.М. Фролов, Е.Э. Манохина и др.

Цель и задачи исследования предопределило структуру настоящей работы, которая логически состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1. Стратегия диверсификации компании 

1.1. Понятие диверсификации

В нашей стране в условиях перехода к рыночным отношениям хозяйственные системы вынуждены взаимодействовать с такими факторами внешней среды, как конкуренция, спрос, предложение, инфляция, обвал рубля и т.д. Внешняя среда постоянно меняется, то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения; не остается без изменения и внутренняя среда хозяйственной системы. Хозяйственные системы вынуждены постоянно приспосабливаться к условиям рынка, гибко выстраивая свое поведение под его потребности.

Экономика России до сентября 2010 г. росла достаточно устойчивыми темпами (См.: приложение 1). По данным Министерства экономического развития РФ, рост ВВП по итогам 2010 г. составил 5,5%. По имеющимся данным темп роста экономики РФ в 2009 г. (в соответствующем периоде 2009 г. – 8,4%) составил 7,5%, а сам период роста, как предполагалось, мог продлиться в течение ближайших трех лет. Тем не менее, российская экономика оказалась в настоящее время в ситуации, характеризующейся стагнацией (спадом производства) и высокой инфляцией. Как говорилось выше, спад ВВП в 2011 году составит примерно 5,5%, при достаточно высоком уровне инфляции – 13-14%, что обусловлено последствиями девальвацией рубля и ростом тарифов естественных монополий [14, с. 10].

Одним из самых широко используемых и наиболее эффективных способов выживания в условиях кризиса является диверсификация деятельности экономических субъектов. В некоторых научных статьях, например В.А. Кретинина, отмечается, что основа для дальнейшего развития российской экономики - техническое перевооружение предприятий, целью которого является внедрение передовых технологий, освоение новой техники и т.д. [12]. Причем масштабы необходимых мероприятий впечатляют, поскольку в целом в промышленности России активная часть фондов изношена на 67%, а в машиностроении, химии и нефтехимии уровень износа превышает 75% [12].

Понятно, каких больших финансовых затрат это потребует. Изыскание этих финансовых ресурсов повлечет огромное напряжение всей экономики России в пространстве и во времени. Поэтому для многих отечественных хозяйственных систем все еще остро стоит вопрос о «выживаемости». Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка. Приведем основные определения диверсификации, а также ее видов.

Такие авторы, как В.И. Кушлин, А.Н. Фоломьев, А.З. Селезнев, Е.К. Смирницкий определяют диверсификацию (от лат. diversificatio - изменение, разнообразие) как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) [13, с. 105].  Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы в данном контексте можно рассматривать как одну из форм реализации инноваций и инвестиций.

В.А. Новиков отмечает, что «диверсификация - инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных с основным производством фирмы» [19, с. 176].  

Диверсификация - расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, зачастую, технологически не связанные с основной специализацией этого производства  [20, с. 56].

С экономической точки зрения диверсификация — это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг [9, с. 116].

 Таким образом, диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. В приложении 2 показаны возможные виды диверсификации [14, с. 11].  Диверсификация может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. В этом случае имеет место реализация инноваций и инвестиций. Можно классифицировать этот тип диверсификации как инновационный. Чаще, однако, приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки их акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В первом случае имеет место концентрическая (связанная) диверсификация - пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения сбыта. Во втором случае имеет место конгломератная (несвязанная) диверсификация - пополнение ассортимента продукции изделиями принципиально нового класса. В состав концернов и конгломератов могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д. [1, с. 72].  

Диверсификация производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства либо расширение ассортимента производимых товаров [25, с. 37]. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Выделяют диверсификацию продукции - как производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющего интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции  [23, с.112].

Итак, существует большое количество определений понятия диверсификация, но все они имеют единую целевую ориентацию - приобретение дополнительной экономической устойчивости и устойчивого экономического развития.

  1. Андрианов А.С. Диверсификация деятельности хозяйственных систем в конкурентной среде [Текст] / А.С. Андрианова // Вопросы экономики. - 2003. - № 4. – С. 70-74.
  2. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития [Текст] - СПб.: Лениздат, 2003. – 234 с.
  3. Брызгалов В.В. Мотивы осуществления стратегии диверсификации [Текст] - МГТУ - кафедра менеджмента webmaster@mstu.edu.ru.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭкономистЪ, 2008. – 670 с.: ил.
  5. Воробьёв А.Д. Технология стратегического управления [Текст] – Киров: Полекс, 2009. – 371 с.
  6. Гальперин И. Туроператор – страховщик. Экзамен на прочность [Текст] / И. Гальперин; записала С. Богданова // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. – 2009. - № 4. – С. 12.-15.
  7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст] - Томск: Скиф, 2003. – 315 с.
  8. Гордеева С.Ю. Курс стратегического менеджмента [Текст] – М.: Бизнес, 2008. – 432 с.
  9. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией [Текст] - М.: "Дело и Сервис", 2003. – 422 с.
  10. Дохолян С.В., Дадашева Э.А. Системный подход к организации и управлению производством на предприятиях в условиях рынка [Текст] / С.В. Дохолян, Э.А. Дадашева // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1. – С. 52-56.
  11. Зиновьев В. Н. Менеджмент [Текст]: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2009. – 376 с.
  12. Кретинин В.А. Основные компоненты и индикаторы экономической устойчивости хозяйственной системы региона [Текст] / В.А. Кретинин // http://www.amr.vladimir.ru/text/kret3.htm
  13. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем [Текст] - М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 341 с.
  14. Манохина Е.Э. Диверсификация производства как форма реализации стратегии промышленного предприятия в условиях кризиса [Текст]. Автореф. дисс. канд. экон. наук – Санкт-Петербарг: С-ОПГУЭ и Ф, 2011. – 32 с.
  15. Манохина Е.Э., Белов А.М. Формирование и реализация целей стратегической диверсификации производства [Текст] / Е.Э. Манохина, А.М. Белов // Экономические науки. - 2010. - № 10. – С. 52-55.
  16. Маркова В.Д. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2007. - 387 с.
  17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.[Текст] - М.: Дело, 2003. – 702 с.
  18. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. [Текст] / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
  19. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов [Текст]: Словарь. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 718 с.
  20. Толковый словарь рыночной экономики [Текст] - М.: Финансы и статистика, 1993. – 988 с.
  21. Тупицын А.Л. Диверсификация производства [Текст] – Новосибирск: Наука, 2006. – 365 с.
  22. Фролов В.М. Повышение эффективности диверсификации производства [Текст] / В.М. Фролов // Проектирование и исследование технических систем: межвузовский научный сб. - 2007. - № 7. – 296 с.
  23. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О. Нил Д. Стратегическая гибкость [Текст] – СПб: Питер, 2007. – 344 с.
  24. Экономическая теория [Текст]: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2003. – 546 с.
  25. Ярченко В.М. Особенности стратегического менеджмента в России [Текст] / В.М. Ярченко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 11. – С. 36-39.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Стратегический менеджмент
2015 год 50 стр.
Курсовая Роль стратега на предприятии
diplomstud
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2011 год 66 стр.
Курсовая Стратегия диверсификации
diplomstud
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2014 год 24 стр.
Курсовая Стратегический менеджмент на примере ООО «Автоплюс»
Telesammit
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2013 год 43 стр.
Курсовая Стратегический менеджмент на примере мини-пекарни
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское