Реферат|Психология

Понятие мотива и мотивации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 34

Глава 1. Понятие мотива и мотивации

Глава 2. Основные теории мотивации

Список литературы

1. Мотивы и мотивация

Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация как психическое явление имеет разную трактовку. В одном случае, её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психиче­ской регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;

2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Мотивация, как сложная система, включает в себя разнообразные мотивы.

А.Н. Леонтьев отмечал: «В пёстром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током». Мотивацию как вектор личности, в котором выявляется устойчивое доминирование одних мотивов над другими, рассматривала Л.И. Божович (1972). Большое значение мотивации как фактору, влияющему на успешность учения, труда, общения, уровень социальной активности и на развитие личности в целом придают Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Якунин, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. На сегодняшний день ни в понимании сущности мотивации, ни в понимании соотношения между мотивацией и мотивом нет единства взглядов, и одной из главных проблем в этой области психологии до сих пор остаётся проблема определения основных категорий: мотив, мотивация, мотивационная сфера.

Мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях. Она трактуется по-разному. Мотивация, например, рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа, К. Мадсен). К.К. Платонов трактует мотивацию как единую совокупность побудителей (мотивов) любой деятельности. Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин придерживаются мнения о том, что мотивация — это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности. Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989). Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991). Мотивация рассматривается и как сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе про­цесс, который является сложным социально-психологическим образованием — это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003). Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом.

  1. Асанова И.И. Отношение студентов к образованию как общественной ценности. // Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. - Л, 1990. -Т. 1.-С. 23-24., с. 24
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.-158 с., с. 23
  3. Баранова О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и её развитие у студентов педагогического колледжа. — Диссертация ...канд. психол. наук: 19.00.07. - Иркутск, 2002. - 154 с., с. 13
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с., с. 53
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.-464 с., с. 441
  6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с., с. 37
  7. Горбачёва А.В. Профессиональные и слысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления. - Диссертация ...канд. психол. наук: 19.00.15. - Самара, 2002. - 173 с., с. 19
  8. Дёмина В.А. Становление профессионального общения будущего учителя. - Автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 24 с., с. 11
  9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. - М. «Наука», 1974.-143 с., с. 148
  10. Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов: Учебное пособие. - Харьков: ХГУ, 1987. - 55с., с. 6-7
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986. - 221 с., с.75
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с., с. 182
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на/Д.: Феникс, 1996. - 509 с., с. 39
  14. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 376 с., с. 37-39
  15. Корнилов К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948. - 456 с., с. 320
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с., с. 189
  17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-329 с.-Т. 2.-320 с., с. 14
  18. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с., с. 59
  19. Мухина Г.А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД - будущих следователей. - Диссертация ...канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград- 1998. - 190 с., с. 63
  20. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 512 с., с. 465
  21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с., с. 185
  22. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с., с. 17
  23. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал, 1984. -№4. — С. 65-73., с. 73
  24. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.-800 с., с. 311
  25. Смирнов А.Г. Социальный статус и характер производственной деятельности специалистов как мотивы жизнедеятельности студентов. // Мотива­ция жизнедеятельности студента. - Каунас, 1971. - С. 471-476., с. 476
  26. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. - М.: Смысл, 2002. -246 с., с. 106
  27. Хекхаузен X. Исследования мотивации достижения. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с., с. 34
  28. Чеботарёв С.С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностною развития практического психолога в процессе обучения в вузе. - Диссертация ...канд. психол. наук: 19.00.07. - Белгород, 2002. - 196 с., с. 74
  29. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 1991.-51 с., с. 7-8
  30. Шуман В.П. Формирование познавательной активности студентов вуза. // Студент в учебном, процессе. - Каунас, 1972. - С. 306-310., с. 307
  31. Allport G.W. Personality. A psychological interpretation. -N.Y., Holt, 1938. - 588 p, р. 205
  32. Lewin K.A Dynamic theory of personality. - N.Y. - London: McGraw-Hill book co, 1935.-231 p, р. 14
  33. Murrey H.A. Exploration in Personality. - N.Y.: Oxford Vniversity Press, 1938. - Chapter 3: Variables of Personality., р. 81

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское