Глава 1. Понятие мотива и мотивации
Глава 2. Основные теории мотивации
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: bugalter
Год: 2020 | Страниц: 34
Глава 1. Понятие мотива и мотивации
Глава 2. Основные теории мотивации
Список литературы
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация как психическое явление имеет разную трактовку. В одном случае, её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).
Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:
1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
Мотивация, как сложная система, включает в себя разнообразные мотивы.
А.Н. Леонтьев отмечал: «В пёстром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током». Мотивацию как вектор личности, в котором выявляется устойчивое доминирование одних мотивов над другими, рассматривала Л.И. Божович (1972). Большое значение мотивации как фактору, влияющему на успешность учения, труда, общения, уровень социальной активности и на развитие личности в целом придают Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Якунин, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. На сегодняшний день ни в понимании сущности мотивации, ни в понимании соотношения между мотивацией и мотивом нет единства взглядов, и одной из главных проблем в этой области психологии до сих пор остаётся проблема определения основных категорий: мотив, мотивация, мотивационная сфера.
Мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях. Она трактуется по-разному. Мотивация, например, рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа, К. Мадсен). К.К. Платонов трактует мотивацию как единую совокупность побудителей (мотивов) любой деятельности. Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин придерживаются мнения о том, что мотивация — это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности. Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989). Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991). Мотивация рассматривается и как сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе процесс, который является сложным социально-психологическим образованием — это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003). Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!