Актуальность темы работы определяется тем, что на величину валового дохода предприятия влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности, которые можно определить с помощью факторного анализа.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием, как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.
В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой категории должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.
Переход к рынку ставит новые задачи перед математическим аппаратом исследования деятельности предприятий. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей. Поэтому факторный анализ является своеобразным эффективным инструментом наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью.
Цель работы: Определение значимости валового дохода для предприятия
и проведение его факторного анализа.
Задачи работы:
- Изучить экономическое содержание валового дохода.
- Оценить валовой доход торгового предприятия.
- Провести факторный анализ валового дохода и определить основные пути повышения квалификации предприятия.
Объектом исследования является ЧП «Газданов»
Предмет исследования: валовой доход торгового предприятия.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и финансово-экономической документации; традиционные и математические методы экономического анализа: метод статистического анализа, структурный, горизонтальный, вертикальный и факторный анализ.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Валовой доход торгового предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в оптовой торговле определяется как отношение суммы валового дохода от реализации к объему оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах). Валовой доход предприятия в общеэкономическом смысле - это выручка от реализации продукции вместе с различными доходами, получаемыми помимо основной деятельности. Следовательно, валовой доход торгового предприятия представляет собой общую сумму выручки от реализации продукции за минусом покупной стоимости товаров, а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров (рис. 1).
Валовой доход - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.
Механизм распределения валового дохода торгового предприятия показан на рис. 2. Конкретные пропорции распределения валового дохода имеют большое значение для регулирования хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Анализ валового дохода предполагает:
- изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
- оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
- использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
- выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
- определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
- изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.