Курсовая работа|Конституционное право

Конституционно-правовая ответственность

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ   

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1.1. Понятие конституционной ответственности

1.2. Источники и основания конституционной ответственности

1.3. Виды мер конституционной ответственности

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ   

2.1. Конституционная ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления

2.2. Иные субъекты конституционной ответственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В связи с принятием на всенародном референдуме новой Конституции РФ1, вступившей в силу 25 декабря 1993 года, провозглашением России демократическим правовым государством, конституционное право стало бурно развиваться. Более значительным по сравнению с предыдущим социалистическим периодом стал круг общественных отношений, являющихся предметом конституционного регулирования. Вместе с развитием отрасли конституционного права, получили развитие и его институты, в том числе и институт конституционной ответственности. Первые работы начали появляться уже в середине 1990-х годов. Тогда дискутировалась сама возможность выделения данной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

На рубеже веков интерес к проблематике конституционной ответственности значительно возрос.  Это выразилось не только в увеличении количества публикаций, но и в проведении многочисленных конференций, посвященных различным аспектам ответственности, закрепленной в нормах конституционного права. Прежде всего, обсуждались вопросы ответственности государства, его органов и должностных лиц. Своеобразным итогом этих обсуждений явилась прошедшая в марте 2001 года на кафедре конституционного права конференция, которая была посвящена исключительно проблемам конституционной ответственности и собрала свыше  120 человек, видных специалистов в области конституционного права, преподавателей ВУЗов, депутатов, научных консультантов органов государственной власти2.

На сегодняшний день, по моему мнению, тема «Конституционная ответственность» хорошо разработана. Это доказывается большим количеством публикаций, проведением многочисленных конференций. Однако, в данной теме существует еще очень много разногласий и противоречий.  Особенно хочется выделить некоторых авторов, которые внесли большой вклад в развитие института конституционной ответственности: Зражевская Т.Д., Авакьян С.А., Кондрашев А.А.

Объектом изучения данной работы являются общественные отношения, охраняемые и регулируемые конституционно-правовыми нормами, а предмет изучения составляют правовые нормы, теоретические источники и судебная практика.

Тема конституционной ответственности очень объемная и сложная, это в частности доказывается тем, что ее выделили в отдельную дисциплину. Поэтому невозможно полностью раскрыть сущность данной темы, показать все ее внутренние проблемы и противоречия. Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы на обнове изучения конституционного законодательства дать общее представление об институте конституционной ответственности с подробной характеристикой санкций, а также особенностями конституционной ответственности субъектов РФ, депутатов и муниципальных образований.

Задачи работы состоят в следующем: во-первых, дать понятие конституционной ответственности; во-вторых, раскрыть источники и основания данной ответственности; в третьих, охарактеризовать и дать классификацию санкциям, применяемым в конституционном праве; в четвертых, показать проблемы конституционной ответственности органов и должностных лиц метстного самоуправления; и в пятых, охарактеризовать иных субъектов ответственности.

Настоящая работа состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1.1. Понятие конституционной ответственности

В советское время бытовало мнение, что реализация норм государственного, то есть конституционного права осуществляется организационными средствами. В самой отрасли отсутствует институт ответственности, а исполнение норм обеспечивается санкциями других отраслей права – уголовного, административного, частично гражданского. Такой подход был в принципе ошибочным, даже тогда когда самих норм конституционного права было не так много. Если есть отрасль права, то она должна обеспечивать реализацию норм, прежде всего собственными средствами, в том числе и мерами ответственности, санкциями, а уже затем мерами других отраслей права1.

Если конституционная ответственность является видом юридической ответственности, то ей должны быть присуще общие признаки. Поэтому выявление признаков, свойственных всем видам юридической ответственности – это необходимое методологическое основание к раскрытию понятия конституционной ответственности.

Юридическая ответственность – мера государственного принудительного характера, выражающаяся в реализации санкций к правонарушителю. В конституционном праве большое разнообразие санкций. Нас интересует санкция как указание нормативного акта на меры принуждения со стороны государства за нарушение нормы права. Так, например, ст. 13 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»3 предусматривает ответственность Уполномоченного по правам человека в РФ в форме досрочного освобождения его от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ за нарушения требований ст. 11 данного закона: занятие политической деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью и так далее.

Вторым признаком юридической ответственности является принуждение. Принуждение  в конституционном праве есть вспомогательный государственно-властный способ подавления отрицательных волевых устремлений определенных субъектов для обеспечения их подчинения нормам права; оно  всегда сопутствует мерам юридической ответственности, применяемых за правонарушение.

Следует отметить, что выявление даже таких важнейших признаков юридической ответственности, как санкция и принуждение, не дает полной характеристики этого сложного явления. Основу ответственности образуют правоотношения, вытекающие из санкции. Но ответственность «богаче»  этих отношений, включает в себя многое, чего в санкции нет. Санкция содержит в абстрактном виде более общую оценку возможных правонарушений. В ней не могут быть детально учтены все обстоятельства возможного правонарушения и личность каждого правонарушителя. В некоторых случаях, специально указанных в законодательстве, ответственность лежит за границами санкции (например, назначение наказания ниже низшего предела в уголовном праве).

Таким образом, конституционная ответственность отвечает общим признакам юридической ответственности. Но каждая отрасль также должна характеризоваться некоторыми особенностями, которые ее выделяют среди других отраслей права.

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря;
  2. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении в РФ» от 30. 05. 2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07. 03. 2005 года) // Парламентская газета. – 2001. – 5 июня;
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 01. 06. 2006 года) // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – ст. 5712;
  4. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.12.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – ст. 1011;
  5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21. 07.1994 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1994. – № 138-139;
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – ст. 5005;
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // СЗ РФ. – 1995. – № 35. – ст. 3506;
  8. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том М. Юрист, 2005 – 719 с.;
  9. Безруков А.В., Кандрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов РФ // Государство и право. – 2004. – № 8. – 142 с.;
  10. Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. – 2006. – № 3. – 265 с.
  11. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – 160 с.;
  12. Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. – Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – 272 с.;
  13. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2005. – № 6. – 82 с.;
  14. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. – М.: Городец, 2000. – 192 с.;
  15. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. – 2000. – N 2. – 82 с.;
  16. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М. – – 349 с.
  17. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2004. – 569 с.;
  18. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М.: ИД Юриспруденция, 2004. – 549 с.;
  19. Кочетаева Н.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 6. – 148 с.;
  20. Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. – 1993. – N 6. – 142 с.;
  21. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – № 1. – 142 с.;
  22. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 2006. – № 3. – 184 с.;
  23. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации. – Государство и право. – 2005. – № 8. – 142 с.;
  24. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. – 2005. – № 9. – 142 с.;
  25. Сергеев А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – 82 с.;
  26. Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – –  № 5. – 152 с.;
  27. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти: Изд-во МАБиБД. – 1995. – 465 с.;
  28. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасе Республики Адыгея» от 04. 04. 2002 года, № 8-П // СЗ РФ. – 2002. – № 15. – ст. 1497;
  29. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 25 апреля 2000 года N 7-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2000. – № 4;
  30. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 07. 06. 2000 года, № 10-П // Российская газета. – 2000. – 11 июня;

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2021 год 30 стр.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2007 год 33 стр.
Конституционно-правовая защита прав
bugalter
Курсовая работа Конституционное право
2021 год 34 стр.
Ответственность в конституционном праве
antiplagiatpro
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 43 стр.
Конституционно-правовая ответственность
Курсовая работа Конституционное право
2023 год 30 стр.
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты
irinasaw

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское