ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Понятие конституционной ответственности
1.2. Источники и основания конституционной ответственности
1.3. Виды мер конституционной ответственности
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
2.2. Иные субъекты конституционной ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В связи с принятием на всенародном референдуме новой Конституции РФ1, вступившей в силу 25 декабря 1993 года, провозглашением России демократическим правовым государством, конституционное право стало бурно развиваться. Более значительным по сравнению с предыдущим социалистическим периодом стал круг общественных отношений, являющихся предметом конституционного регулирования. Вместе с развитием отрасли конституционного права, получили развитие и его институты, в том числе и институт конституционной ответственности. Первые работы начали появляться уже в середине 1990-х годов. Тогда дискутировалась сама возможность выделения данной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
На рубеже веков интерес к проблематике конституционной ответственности значительно возрос. Это выразилось не только в увеличении количества публикаций, но и в проведении многочисленных конференций, посвященных различным аспектам ответственности, закрепленной в нормах конституционного права. Прежде всего, обсуждались вопросы ответственности государства, его органов и должностных лиц. Своеобразным итогом этих обсуждений явилась прошедшая в марте 2001 года на кафедре конституционного права конференция, которая была посвящена исключительно проблемам конституционной ответственности и собрала свыше 120 человек, видных специалистов в области конституционного права, преподавателей ВУЗов, депутатов, научных консультантов органов государственной власти2.
На сегодняшний день, по моему мнению, тема «Конституционная ответственность» хорошо разработана. Это доказывается большим количеством публикаций, проведением многочисленных конференций. Однако, в данной теме существует еще очень много разногласий и противоречий. Особенно хочется выделить некоторых авторов, которые внесли большой вклад в развитие института конституционной ответственности: Зражевская Т.Д., Авакьян С.А., Кондрашев А.А.
Объектом изучения данной работы являются общественные отношения, охраняемые и регулируемые конституционно-правовыми нормами, а предмет изучения составляют правовые нормы, теоретические источники и судебная практика.
Тема конституционной ответственности очень объемная и сложная, это в частности доказывается тем, что ее выделили в отдельную дисциплину. Поэтому невозможно полностью раскрыть сущность данной темы, показать все ее внутренние проблемы и противоречия. Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы на обнове изучения конституционного законодательства дать общее представление об институте конституционной ответственности с подробной характеристикой санкций, а также особенностями конституционной ответственности субъектов РФ, депутатов и муниципальных образований.
Задачи работы состоят в следующем: во-первых, дать понятие конституционной ответственности; во-вторых, раскрыть источники и основания данной ответственности; в третьих, охарактеризовать и дать классификацию санкциям, применяемым в конституционном праве; в четвертых, показать проблемы конституционной ответственности органов и должностных лиц метстного самоуправления; и в пятых, охарактеризовать иных субъектов ответственности.
Настоящая работа состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов и списка литературы.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Понятие конституционной ответственности
В советское время бытовало мнение, что реализация норм государственного, то есть конституционного права осуществляется организационными средствами. В самой отрасли отсутствует институт ответственности, а исполнение норм обеспечивается санкциями других отраслей права – уголовного, административного, частично гражданского. Такой подход был в принципе ошибочным, даже тогда когда самих норм конституционного права было не так много. Если есть отрасль права, то она должна обеспечивать реализацию норм, прежде всего собственными средствами, в том числе и мерами ответственности, санкциями, а уже затем мерами других отраслей права1.
Если конституционная ответственность является видом юридической ответственности, то ей должны быть присуще общие признаки. Поэтому выявление признаков, свойственных всем видам юридической ответственности – это необходимое методологическое основание к раскрытию понятия конституционной ответственности.
Юридическая ответственность – мера государственного принудительного характера, выражающаяся в реализации санкций к правонарушителю. В конституционном праве большое разнообразие санкций. Нас интересует санкция как указание нормативного акта на меры принуждения со стороны государства за нарушение нормы права. Так, например, ст. 13 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»3 предусматривает ответственность Уполномоченного по правам человека в РФ в форме досрочного освобождения его от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ за нарушения требований ст. 11 данного закона: занятие политической деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью и так далее.
Вторым признаком юридической ответственности является принуждение. Принуждение в конституционном праве есть вспомогательный государственно-властный способ подавления отрицательных волевых устремлений определенных субъектов для обеспечения их подчинения нормам права; оно всегда сопутствует мерам юридической ответственности, применяемых за правонарушение.
Следует отметить, что выявление даже таких важнейших признаков юридической ответственности, как санкция и принуждение, не дает полной характеристики этого сложного явления. Основу ответственности образуют правоотношения, вытекающие из санкции. Но ответственность «богаче» этих отношений, включает в себя многое, чего в санкции нет. Санкция содержит в абстрактном виде более общую оценку возможных правонарушений. В ней не могут быть детально учтены все обстоятельства возможного правонарушения и личность каждого правонарушителя. В некоторых случаях, специально указанных в законодательстве, ответственность лежит за границами санкции (например, назначение наказания ниже низшего предела в уголовном праве).
Таким образом, конституционная ответственность отвечает общим признакам юридической ответственности. Но каждая отрасль также должна характеризоваться некоторыми особенностями, которые ее выделяют среди других отраслей права.