Реферат|Психология

Проблемы формирования ценностных ориентаций у студентов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 22

Исследование теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностных студенческой  молодежи, проведенный в первой главе, показал, что на формирование ценностных ориентаций студенчества в современных условиях оказывает влияние ряд факторов: наличие в обществе социально-экономических и политических противоречий, ослабление государственного политического и идеологического прессинга, расширение социальной само­стоятельности и инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, формируются но­вые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.

Для определения проблемных факторов формирования ценностных ориентаций студенческой  молодежи мы провели исследование работ, в которых показано влияние проводимых в обществе реформ на про­цессы самоопределения студенчества. Результаты анализа литературы показывают, что если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, осно­ванном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в россий­ском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпы­вается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он ка­сается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ раз­вития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, ко­гда передача материального и духовного наследия преемникам практически от­сутствует» [17, 99].

Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в но­вой исто-

рической ситуации во многом утратили практическое значение и в си­лу этого не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, не пригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать раз­витие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих цен­ностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения [29,  26].

Ряд авторов отмечают, что студенты последних двух десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия: им приходится самим решать, что ценнее; обогащение любыми способами или приоб­ретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительной функции прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка в соответствии с новыми социально-политическими ориентирами общества, основанными на критериях нравствен­ности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования [25, 301-305].

В современной России идет процесс трансформации прежних ценност­ных ориентации, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию аномии, описы­ваемому П. Монсоном: наша нравственность испытала рег­ресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, ос­тавленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеб­лена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного [19,  10].

Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере опре­деляет социальные и политические ориентации личности. Студенческая моло­дежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показы­вающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и поли­тических ценностей.

В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести об­разованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интелли­гентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сего­дня, на наш взгляд, можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нрав­ственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для позна­ния себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью об­щественное признание и послужить этому обществу» [23, 15]. Вместе с тем, исследо­вания показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студен­тов нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях ока­залась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент» [4, 60].

Исследования современной молодежной среды, в том чис­ле студенческой, - отмечает большинство авторов, - выявили ряд новых, не характерных для предыдущих поколе­ний, явлений и процессов, суть которых состоит в:

а) ухудшении по многим позициям социального положения молодого по­коления, существенно расширяющего зону конфликта молодежи с обществом;

б) нарушении процесса передачи жизненного опыта от поколения к поко­лению, что ставит молодых людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта предшествующих поколений;

в) изменении механизмов социализации молодежи, появлении в этом процессе новых социальных посредников, характерных для рыночных отноше­ний в экономике [32, 93-106].

Таким образом, существует целый комплекс проблем формирования ценностных ориентаций студенческой  молодежи, которые отечественные исследователи, как показал проведенный анализ научной литературы, трактуют по разному.

Так, например, Климова С.Г., проведя анализ материальных проблем студенчества, указывают, что спектр материальной обеспеченности российского студенчества доволь­но широк. Значительной части студентов (40%) родители оказывают матери­альную помощь, следовательно, вполне закономерным является достаточно спокойное самочувствие студентов особенно младших курсов, когда большин­ство даже имеющих низкий уровень доходов оценивают свое материальное по­ложение как «удовлетворительное». В связи с этим лишь небольшая часть сту­дентов в качестве главной называют проблему «материального благополучия» [12, 71].

Клямкин И.М. и Лапкин В.В. указывают на то, что уровень дохода специалистов, работающих в основных социальных сферах - образовании и здравоохранении, крайне низок и составляет, например, 35 - 40% от дохода ап­парата управления, не говоря уже о результатах сравнения со сферой предпри­нимательства. Большинство студенчества такая ситуация явно не устраивает и может в конечном итоге явиться причиной социального конфликта.

Уровень доходов студентов является одним из факторов, определяющих социально-политические ориентации, так как имеется взаимосвязь материаль­ного положения индивида и его социально-политической позиции. Имеется две точки зрения на значение указанного фактора. Первая заключается в том, что чем более обеспечен студент, тем более он склонен участвовать в политике, Эти студенты либо сами имеют высокий доход, либо этот доход обеспечивают им родители. Менее обеспеченные студенты тратят силы и время на добывание средств к существованию и на политику времени не остается. Другая точка зре­ния заключается в том, что наименее обеспеченные индивиды максимально заинтересованы в изменении существующей политической системы и поэтому должны отличаться повышенной общественно-политической активностью.

нет

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud
Реферат Психология
2015 год 17 стр.
Реферат Психология малых групп (по Майерсу)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское