Исследование теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностных студенческой молодежи, проведенный в первой главе, показал, что на формирование ценностных ориентаций студенчества в современных условиях оказывает влияние ряд факторов: наличие в обществе социально-экономических и политических противоречий, ослабление государственного политического и идеологического прессинга, расширение социальной самостоятельности и инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Для определения проблемных факторов формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи мы провели исследование работ, в которых показано влияние проводимых в обществе реформ на процессы самоопределения студенчества. Результаты анализа литературы показывают, что если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует» [17, 99].
Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исто-
рической ситуации во многом утратили практическое значение и в силу этого не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, не пригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения [29, 26].
Ряд авторов отмечают, что студенты последних двух десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия: им приходится самим решать, что ценнее; обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительной функции прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка в соответствии с новыми социально-политическими ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования [25, 301-305].
В современной России идет процесс трансформации прежних ценностных ориентации, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию аномии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность испытала регресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного [19, 10].
Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и политических ценностей.
В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня, на наш взгляд, можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для познания себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью общественное признание и послужить этому обществу» [23, 15]. Вместе с тем, исследования показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студентов нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент» [4, 60].
Исследования современной молодежной среды, в том числе студенческой, - отмечает большинство авторов, - выявили ряд новых, не характерных для предыдущих поколений, явлений и процессов, суть которых состоит в:
а) ухудшении по многим позициям социального положения молодого поколения, существенно расширяющего зону конфликта молодежи с обществом;
б) нарушении процесса передачи жизненного опыта от поколения к поколению, что ставит молодых людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта предшествующих поколений;
в) изменении механизмов социализации молодежи, появлении в этом процессе новых социальных посредников, характерных для рыночных отношений в экономике [32, 93-106].
Таким образом, существует целый комплекс проблем формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи, которые отечественные исследователи, как показал проведенный анализ научной литературы, трактуют по разному.
Так, например, Климова С.Г., проведя анализ материальных проблем студенчества, указывают, что спектр материальной обеспеченности российского студенчества довольно широк. Значительной части студентов (40%) родители оказывают материальную помощь, следовательно, вполне закономерным является достаточно спокойное самочувствие студентов особенно младших курсов, когда большинство даже имеющих низкий уровень доходов оценивают свое материальное положение как «удовлетворительное». В связи с этим лишь небольшая часть студентов в качестве главной называют проблему «материального благополучия» [12, 71].
Клямкин И.М. и Лапкин В.В. указывают на то, что уровень дохода специалистов, работающих в основных социальных сферах - образовании и здравоохранении, крайне низок и составляет, например, 35 - 40% от дохода аппарата управления, не говоря уже о результатах сравнения со сферой предпринимательства. Большинство студенчества такая ситуация явно не устраивает и может в конечном итоге явиться причиной социального конфликта.
Уровень доходов студентов является одним из факторов, определяющих социально-политические ориентации, так как имеется взаимосвязь материального положения индивида и его социально-политической позиции. Имеется две точки зрения на значение указанного фактора. Первая заключается в том, что чем более обеспечен студент, тем более он склонен участвовать в политике, Эти студенты либо сами имеют высокий доход, либо этот доход обеспечивают им родители. Менее обеспеченные студенты тратят силы и время на добывание средств к существованию и на политику времени не остается. Другая точка зрения заключается в том, что наименее обеспеченные индивиды максимально заинтересованы в изменении существующей политической системы и поэтому должны отличаться повышенной общественно-политической активностью.