Введение
- Становление и зарождение взаимоотношений Германии и России
1.1. Зарождение политические взаимоотношения Германии и России
1.2. Становление российско – германских отношений в начале 90-х годов. Взаимоотношения Ельцина и Коля
- Отношения Германии и России на рубеже веков
2.1. Развитие международных отношений: Путин и Шредер
2.2. Двусторонние отношение между Германией и Россией
2.3. Сферы взаимодействия России и Германии
2.4. Моменты формирование российско-германских отношений
Заключение
Список литературы
Изучая историю различных народов, живущих на нашей планете, становится очевидным, что они не могли и не могут жить изолированно друг от друга – между ними всегда существовали отношения, связи. Таким образом, проблема взаимоотношений народов является одной из важнейших и древнейших проблем. С развитием цивилизации проблема взаимоотношений кланов, племен, национальностей, народов была заменена проблемой взаимоотношений различных государств. Но как показывает опыт истории, многочисленные межнациональные конфликты не могут быть сведены только к конфликтам межгосударственным. Часто конфликты такого рода (межнациональные) загораются в одном государстве (Руанда, Россия, Афганистан, Югославия) и являются столь же кровопролитными и жестокими, как и межгосударственные. При этом внутренние и внешние причины так тесно переплетаются, столь искусно обряжаются в искусственные идеологические одежды, что подлинная подоплека событий и сегодня, как правило, остается скрытой от непосредственных участников и свидетелей кровавых стычек и войн. И именно поэтому, чтобы добраться до сути конфликта приходится вглядываться в историю снова и снова, заново перечитывая первоисточники и снимая с них всякую идеологическую окраску.
Ключевые моменты “самой новейшей” истории Германии являются предметом активного изучения политологов и социологов, которые не спешат отдавать исследовательскую инициативу в руки представителей исторического цеха. Действительно, применительно к 90-м гг. можно говорить только о “протоистории”, когда еще не сформировался каркас событий и процессов, способный нести на себе целостную картину “прошедшего” прошлого.
Россия, переживающая переходный период в не столь тепличных условиях, как Восточная Германия, может почерпнуть немало полезного из опыта ускоренной модернизации на ее территории. Речь идет не столько о перестройке экономики, потребовавшей фантастических инвестиций, сколько о психологическом переломе, характерном для массового сознания “побежденных”. Не менее поучительно и постепенное освобождение западногерманских политиков от «эйфории воссоединения, которое в силу благоприятно сложившейся международной обстановки прямо-таки свалилось на них с неба»[1] (К.Зонтхаймер). Адресованное гражданам бывшей ГДР обещание канцлера Коля, что «никто не будет жить хуже, чем сейчас, но многие будут жить лучше», люди поняли слишком буквально.
Объединение Германии, как и распад Советского Союза, явились итогом третьей («холодной») мировой войны. Фактически с легитимации Российской Федерации как субъекта международного права начался новый, четвертый период в истории российско-германских отношениях. Прошедшее с этого времени десятилетие можно условно назвать «адаптационной фазой» для обеих стран, Адаптация проходила как к изменившейся международной обстановке принципиально новых субъектов международного права, так и этих субъектов друг к другу.
Довольно широко распространено мнение, будто в «холодной войне» не было победителей. Выиграли, дескать, все, поскольку, победила «демократия» и здравый смысл. Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Были две противоборствующие стороны - НАТО и ОВД, во главе которых стояли две «сверхдержавы» - США и СССР. Летом 1991 года военно-политическая Организация Варшавского Договора приказала долго жить. Североатлантический союз, наоборот, увеличил свой вес за счет новых членов, почти безгранично расширил сферу своего влияния и в военном плане значительно приблизился к Москве. Одна «сверхдержава» настолько нарастила свою экономическую и военную мускулатуру, что вовлекла в орбиту своих государственных интересов весь земной шар. Другая «сверхдержава» рассыпалась на ряд маленьких и больших удельных княжеств, которые ни все вместе, ни тем более каждая по отдельности, даже в отдаленной перспективе не смогут составить достойную конкуренцию Западной Европе, не говоря уже о Соединенных Штатах Америки, Мир, долгие годы базировавшийся на стратегическом паритете СССР - США, Восток - Запад, прекратил свое существование. Соответственно, перестали действовать и законы биполярного мироустройства. Оно стало качественно иным.
В новом качестве выступают и далеко не последние актеры на мировой сцене - единая Германия и главный правопреемник дезинтегрированного СССР - Российская Федерация. Это новое качество включает в себя не только размер территории, численность населения, состояние экологии, экономический, информационно-технологический и военный потенциал, но и все, что связано с новыми задачами в области политики безопасности в самом широком понимании.
После окончания «холодной войны» Российская Федерация как главный правопреемник Советского Союза однозначно оказалась в стане побежденных. Ее территория по сравнению с родительской уменьшилась на 24% (5,3 млн. кв. км), а население - на 44% (114 млн. человек) и продолжает неуклонно сокращаться. Москва потеряла стратегические порты на Балтийском и Черном морях, на Каспии; лишилась прямых выходов в Центральную и Восточную Европу, в азиатский регион, приобрела такие проблемы, как нестабильный Кавказ, разделенная территория (мало жизнеспособный анклав в лице Калининградской области) и разделенная нация (около 25 млн, русских за рубежом). Провозглашенный первым российским президентом курс на демократические и рыночные реформы обернулся созданием псевдоплюралистического государства, номенклатурной приватизацией, развалом экономики, массовой безработицей и нищетой, криминализацией общества.
За исключением Белоруссии у России не осталось реальных союзников, да и союзом это трудно назвать ввиду отсутствия четких согласованных социально-экономических и внешнеполитических ориентиров. Российское окружение-если не враждебно, то достаточно настороженно и агрессивно воспринимало 'и продолжает воспринимать любые непрогнозируемые колебания во внешней политике Москвы, связанные с рецидивами имперского мышления либо с ложно трактуемыми "национально-государственными интересами, которые так и не смогли быть сформулированы за прошедшие 10 лет и приведены в соответствие с новым местом страны в мировом раскладе сил Со времен «холодной войны» клуб ядерных держав давно перерос свои рамки Обладание ядерным оружием и средствами его доставки еще не повод назвать себя «великой» державой. Более того, жизнь по указкам Запада, обернутым в подслащенную обертку «рекомендаций», еще раз подтверждает, что а любой войне есть победители и побежденные.
Что касается Германии, то она оказалась в лагере победителей, связанная тесными узами с НАТО, ЗЕС и ЕС. Она расширила свою географическую и демографическую базу: по своей территории (357 тыс. кв. км) Германия занимает третье место, в Западной Европе после Франции (552 тыс. кв. км) и Испании (505 тыс. кв. км); по населению (82 млн. человек.) - первое место. Федеративной Республике не надо доказывать свое величие. Она давно входит в клуб ведущих промышленно развитых стран мира по праву сильного участвуя с середины 70-х годов в работе «семерки».
ФРГ первой из ведущих западных государств признала 26 декабря 1991 года Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР. К России перешли права и обязанности СССР по «большому договору», который, наряду с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии и по сей день является правовым фундаментом российско-германских отношений. Россия получила от Германии многомиллиардную гуманитарную помощь, льготные кредиты для поддержки рыночных преобразований, малого и среднего бизнеса. ФРГ реализовала жилищную программу по обустройству в России военнослужащих Западной группы войск, оказала содействие переподготовке увольняемых российских военнослужащих на гражданские специальности. Были заключены соглашения об уходе за военными могилами о компенсации российским жертвам нацистских преследований. В целях ускорения вывода российских войск с территории Германии (он состоялся 31 августа 1994 года - на четыре месяца раньше первоначального срока) немцы выплатили дополнительно 550 млн. марок на цели обустройства возвращающихся из ФРГ российских военнослужащих.
Учитывая географическое положение России, ее европейская политика всегда была неразрывно связана с Германией, будь то в негативном или позитивном плане. Германия постоянно привлекала Россию как военно-политический союзник и торгово-экономический партнер Эта стратегическая установка не претерпела изменений и сейчас. Как и прежде, торгово-экономические связи с Германией имеют большое значение для экономических реформ, которые осуществляются в России. Политическое сотрудничество способствует укреплению позиций России в европейском процессе, облегчает ей вхождение в Европу,
Но международная обстановка с возникновением однополярного мира принципиально изменилась. Принципиально изменилась и вся система внешнеполитических координат для России и Германии, учитывая глубокую интеграцию в систему западных военно-политических и экономических международных институтов одной стороны и полное отсутствие таковой -другой.
В разные исторические периоды партнерами и союзниками России выступали разные германские государства, но главными среди них в силу прежде всего географической близости были Саксония, Австрия и Пруссия, Со второй половины XVIII столетия Пруссия выдвигается в лидеры германо-российского сотрудничества, а с середины XIX века, заняв командные высоты в Германии, она становится стратегическим союзником Российской империи Данная тенденция была продолжена и с появлением на карте Европы третьего рейха как наследника прусских традиций, и - Германской Демократической Республики, впитавшей в себя как прусский дух, так и саксонский менталитет.
Изменение системы международных координат прямо противоположным образом влияет на геополитическое и геостратегическое положение России и Германии, на их роль и место в европейском регионе. ФРГ лежит в центре Европы, и через нее пролегают важнейшие пассажирские и транспортные магистрали Восток - Запад и Север - Юг. Она - единственная страна-член ЕС и НАТО, имеющая непосредственную и протяженную границу с двумя постсоциалистическими государствами Восточной Европы. Ближайшее окружение Германии прилагает все усилия для сближения с могучим соседом, расширившим свои владения на Востоке. В свою очередь, ФРГ старается максимально интенсифицировать связи с восточными соседями - членами или потенциальными членами НАТО и ЕС, в число которых Россия не входит и вряд ли войдет в обозримом будущем,
К этому следует добавить изменение приоритетности во внешнеполитической доктрине обоих государств. Во внешней политике германские приоритеты отданы Европейскому союзу и западноевропейской интеграции, где ФРГ выступает в роли основной опоры и главной движущей силы. Германию же от России отделяет теперь территория как минимум двух государств. Да и ближайшее наше окружение не являет собой образчик политического спокойствия, в любой момент грозя дестабилизировать обстановку на российских границах. А все это объективно выдвигает на первый план необходимость уделять главное внимание строительству отношений со странами - бывшими республиками Советского Союза, тем более что именно с ними Россия имела и имеет наиболее развитую инфраструктуру хозяйственных связей.
Серьезную проблему вызывает «интернационализация» двусторонних отношений, которые отныне будут постоянно испытывать давление со стороны внешних факторов. Российско-германские контакты во многом будут теперь зависеть и уже зависят от роли и места ФРГ в таких международных организациях, как ООН, ОБСЕ, НАТО, ЗЕС и ЕС, а также от степени вовлеченности в них России либо от степени их заинтересованности в России. Поэтому официальные заявления немецкой стороны о желательности дальнейшего развития двустороннего российско-германского диалога зачастую ограничиваются констатацией необходимости сотрудничества в деле охраны окружающей среды, в первую очередь - обеспечения безопасности ядерных реакторов, и «согласования» позиций двух стран в вопросах дальнейшего расширения ЕС и НАТО на Восток, что многими признается как свершившийся факт. При этом «согласование» понимается как «компенсационная политика» в отношении России со стороны Западной Европы и Североатлантического союза, где ФРГ, играя далеко не последнюю роль, будет выполнять функцию эдакого «доброго посредника» и «адвоката» российских интересов. За проявление «понимания» в этом вопросе немцы обещают оказывать Москве поддержку в международных организациях, решающих как, когда и в каких размерах предоставлять России материальную помощь в реформировании ее экономики. Сама же Германия, дескать, в одиночку этого сделать уже не в состоянии, и вообще она находится на грани истощения своих финансовых ресурсов. Фактически - и это нельзя упускать из виду - на смену традиционным двусторонним политическим контактам в российско-германских отношениях приходит функциональный многоступенчатый диалог, в котором Федеративная Республика выступает не как самостоятельный партнер, а как представитель наиболее авторитетных западных военных, политических и экономических союзов.
Цель данной работы рассмотреть политические отношения Германии и России в 90-е годы ХХ века. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи :
- Рассмотреть зарождение и становление российско-германских отношений;
- Рассмотреть аспекты человеческих отношений между странами и сферы взаимодействия стран;
- Выявить моменты формирования российско-германских отношений;
- Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.