Тема работы является достаточной актуальной, потому что суррогатное материнство является «новой» репродуктивной технологией, аналогичной зачатию в пробирке, поскольку это новый признанный метод «лечения» такого медицинского отклонения, как бесплодие пары. Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, общая черта всех этих форм заключается в том, что существует договорное отношение между женщиной, вынашивающей плод, и «нареченными» родителями, согласно которому суррогатная мать донашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного «нареченным» родителям.
Для бездетной семьи - это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа или жены. Подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела, не так уж сильно отличается от усыновления. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна оценить их в денежном эквиваленте и может сознательно пойти на риск.
У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах, как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств.
Принятые законы и политика варьируются от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон.
В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса национальные законодательства и политика большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция и Германия) оно запрещено полностью. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве, и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Виргиния (США). Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).
Институт суррогатного материнства дает шанс иметь ребенка женщинам, которые в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не могут родить самостоятельно.
Основополагающей в суррогатном материнстве является медицинская сторона вопроса. Однако немаловажным является и юридическое сопровождение данных правоотношений.
Морально-этические, религиозные и юридические аспекты, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. Немаловажное значение при законодательном решении и закреплении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к искусственному оплодотворению, имплантации эмбриона, суррогатному материнству и т.д.
В Российской Федерации проблема репродуктивного здоровья и репродуктивных прав в настоящее время оказалась в центре общественного внимания. Во многом это обусловлено сложившимися неблагоприятными тенденциями ухудшения здоровья граждан в целом и репродуктивного здоровья в частности.
Сегодня право вынуждено вторгаться в такие сферы общественных отношений, которые прежде считались внеправовыми. Право иметь детей, безусловно, относится к одному из важнейших прав человека. Задача государства состоит в создании условий для реализации этого права, в том числе и путем создания правового режима применения методов вспомогательных репродуктивных технологий.
Недостатки механизма правового регулирования в области искусственных методов репродукции и репродуктивных прав отрицательно сказываются на защите прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере применения метода суррогатного материнства как формы репродуктивной деятельности человека.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие институт суррогатного материнства.
Целью работы является комплексное исследование правового регулирования суррогатного материнства, выявление существующих в данной области проблем и формулирование способов их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть правовое регулирование суррогатного материнства и иных форм репродуктивной деятельности человека в законодательстве.
- Рассмотреть правовое содержание договора о суррогатном материнстве.
- Выявить проблемы и перспективы, связанные с функционированием института суррогатного материнства.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Наряду с этим применялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, и другие методы научного исследования.
Нормативная база исследования состоит из положений действующего семейного законодательства.
ГЛАВА 1. Договор суррогатного материнства
1.1. Особенности правовой природы и содержания договора суррогатного материнства
Вопрос о правовой природе договора суррогатного материнства является спорным. Так, если договор не является гражданско-правовым, то в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами его условий невозможно применять нормы гражданско-правовой ответственности. И в этом случае вознаграждение суррогатной матери остается за рамками правового поля. С другой стороны, если рассматривать договор как гражданско-правовой, то возникает вопрос о его правовой принадлежности в рамках гражданского права.
Неоднозначно решается вопрос относительно субъектов договора суррогатного материнства. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации договор могут заключить только супруги, находящиеся на момент зачатия ребенка в зарегистрированном браке (п. 4 ст. 51). В США после решения суда по делу Dunkin v. Boskey, рассмотренному в 2000 г., неженатые пары наделены такими же правами при использовании суррогатного материнства, что и супруги, находящиеся в зарегистрированном браке.
Семейный кодекс РФ говорит только о письменном согласии лиц, состоящих в браке на имплантацию эмбриона, и не предусматривает заключение каких либо договоров между участниками данного процесса, хотя и не запрещает их. Возможность заключения договоров между участниками процесса суррогатного материнства находит подтверждение и в литературе. Заключение таких договоров необходимо, поскольку вопросы, связанные с суррогатным материнством могут быть разрешены посредством договора, на основе действующего семейного кодекса.
Прежде всего, это вопрос возмездности. Вне всякого сомнения, процесс вынашивания ребенка требует от женщины колоссального напряжения сил и значительных материальный затрат, в том числе и на питание, специальную одежду, средства гигиены и т.д. Естественно, что эти затраты должны быть возмещены лицами, заинтересованными в услугах суррогатной матери. Кроме возмещения понесенных затрат, такой труд должен быть соответствующим образом вознагражден. Вопросы возмещения затрат, понесенных при вынашивании ребенка, а также вопросы собственно вознаграждения должны быть предметом договора, заключаемого между супругами и суррогатной материю. Обязанность выплаты вознаграждения, а не только компенсации вытекает из услугового характера отношений складывающихся между суррогатной матерью и лицами, ожидающими ребенка. Поскольку неоднократное выполнение такого рода услуг может привести к потери здоровья суррогатной матери, следует согласиться с мнением М.Н Малеиной, что роль суррогатной матери не может быть особым видом коммерческой деятельности, т. е. использоваться многократно с целью извлечения прибыли. Следует, вероятно, предусмотреть в законе соответствующий прямой запрет и санкции за его нарушения[1].
Частью договора могут стать пункты, касающиеся обязанности суррогатной матери в части соблюдения режима жизни, позволяющего сохранять нормальное течении беременности и ответственности за передачу больного ребенка, если причины болезни связанны с поведением матери во время беременности, и ряд иных.
Представляется, что договор о суррогатном материнстве должен быть трехсторонним. Его участниками должны быть, во-первых, лица желающими получить ребенка, во-вторых, суррогатная мать и, в-третьих, лечебное учреждение, проводящие медицинское вмешательство. Каждый из участников договора принимает на себя соответствующие обязанности друг перед другом, исходя из той роли, которую он выполняет. Также необходима разработка примерных форм договоров с целью предоставления их в распоряжение лечебных учреждений. Отметим, что медицинские учреждения, осуществляющие репродуктивную деятельность, в обязательном порядке должны иметь лицензию на занятие такой деятельностью, что прямо предусмотрено ст. 35 Закона РФ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Итак, согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Многие авторы, исходя из этого определения, не рассматривают договор суррогатного материнства как гражданско-правовой[2]. Хотя есть и сторонники применения норм гражданского права к возникающим отношениям по договору суррогатного материнства[3].
Обычно договор, заключаемый между суррогатной матерью и супругами, регулирует два типа отношений, возникающих между ними: неимущественные и связанные с ними имущественные (речь идет только о возмездных договорах). Следовательно, и правовое регулирование этих отношений должно быть различным.
Имущественные отношения, возникающие по договору о суррогатном материнстве, по правовой природе ближе всего к договору возмездного оказания услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Перечень договоров, предусмотренных ч. 2 ст. 779 ГК РФ является открытым, что делает возможным применение положений гл. 39 ГК к договору суррогатного материнства. Кроме того, ст. 421 ГК РФ предполагает возможность заключения договора, содержащего элементы различных договоров. Следовательно, возмездные отношения, возникающие между сторонами, можно регулировать гражданско-правовыми методами.
Таким образом, при заключении договора между супругами и суррогатной матерью, предметом договора выступает вынашивание ребенка и дальнейшая его передача супругам, то есть оказание своеобразной услуги, за которую суррогатная мать получает вознаграждение по договору. Супруги обязуются оказывать материальную помощь суррогатной матери в период ее беременности, включая оплату всех медицинских расходов, потерю в заработке и т.д. Она же обязуется соблюдать условия договора, предусматривающие обязательное прохождение медицинских осмотров, соблюдение установленного режима, выполнение всех предписаний, выбранного супругами врача, и другие условия, а самое главное - передачу ребенка после его рождения. Такие условия прописаны в договорах, заключаемых в США, включая даже расписание посещений врача на каждом месяце беременности. В данном случае если суррогатная мать не выполнит условия договора, то она будет обязана вернуть произведенные затраты супругов по договору в силу ст. 782 ГК РФ.