Курсовая работа|Правоведение

Правовой режим и правовое регулирование

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 35

Введение

  1. Правовой режим и методы правового регулирования
  2. Правовой режим и формы правового регулирования
  3. Правовой режим и механизмы правового регулирования

Выводы

Актуальность темы работы обусловлена богатым спектром следующих проблем:

  1. Новое качественное состояние правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации в целом поставило многие из правовых проблем, связанных с правовыми режимами, на качественно иной уровень.

В 90-х годах XX в. и в начале 2000-х гг. проблемы регулирования общественных отношений изучались очень медленно и часто непоследовательно: в определенной степени это было связано с неустойчивостью в правовом регулировании рассматриваемых отношений. Не было также специальных монографических работ в этой области, хотя отдельные проблемы в юридической литературе затрагивались. Это означает, что существует целесообразность и необходимость комплексного исследования вопросов, касающихся правовых режимов, как инструмента регулирования общественных отношений.

  1. Анализ действующих в настоящее время правовых норм различных отраслей законодательства, регулирующих порядок осуществления контроля государством за различными направлениями своей деятельности, позволяет сделать вывод о том, что в данной сфере государственного управления сформировалось и получило свое развитие такое сложное правовое явление, как правовой режим, который представляет собой один из элементов механизма государственно-правового регулирования Российской Федерации.

До настоящего времени исследование правовых режимов в юридической литературе не получило необходимого развития. Причиной тому, по мнению автора, явилось то обстоятельство, что под понятием «режим» в правовом контексте авторами понимались абсолютно различные правовые категории: законность [Самощенко И.С. Охрана режима законности советским государством. - М., 1960. - С. 12], порядок [Резвых В.Д., Скляров И.А. Взаимодействие в процессе административно-правового обеспечения режима социалистического хозяйствования. - Горький, 1977. - С. 5], социальный режим определенного объекта или вида деятельности, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств [Проблемы теории государства и права/Под ред. С.С. Алексеева. - М. 1987. - С. 258-259]. При исследовании данного понятия среди ученых до сих пор нет однообразного подхода к разрешению проблемы соотношения «правовой режим» и «правовой статус» [Буденко Н.И. Административно-правовое положение граждан в сфере общественного порядка: Дисс… канд. юрид. наук. - М., 1986. - С. 15.; Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. - М., 1975. - С. 144-145]. Таким образом, изучению правовых режимов в общенаучном аспекте не уделялось достаточного внимания, что явилось причиной того, что при не был выработан комплексный подход при изучении данного правового явления.

  1. Теоретическое исследование практики «организации» режимов в России - сегодня обнаруживают себя в связи со спецификой переживаемого этапа в мировой и отечественной истории. Речь идет о вхождении России в мировое пространство, о ее открытости для процессов глобализации, в результате чего актуализируется тот фокус обсуждения российских проблем, который всегда фиксировался как «Россия-Запад». В постперестроечный период вопрос обострен предельной степенью его постановки: что происходит с Россией - растворяется ли она в своем принятии мировых либеральных (западных) ценностей жизни, происходят ли необратимые мутации в ее ментальности, либо она по-прежнему сохраняет ориентацию на «свой путь»? Противостояние или единение, почвенничество или западничество? Россия вновь выбирает путь, и ее склонности как будто бы свидетельствуют в пользу либерализации. Но чтобы быть понятой и чтобы закрепиться на этом пути, ей необходимо приспособить, сделать своими либеральные идеи. В этом смысле обращение к проблемам режимности и соотнесение их с демократией, как общемировой ценности вызывает много вопросов.
  2. Важность поставленной проблемы определяется и тем, как следует относиться к правовым режимам и как производить их регуляцию. Надлежит ли их расценивать, как инструменты, посредством которых происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина, их ограничение, или, как неотъемлемую часть правового арсенала, призванного обеспечить неукоснительное осуществление государственных интересов, гарантировать соблюдение прав граждан страны.

При регулировании правовых режимов не всегда учитывается то, что закрепление в нормативных правовых актах условий применения режимов вводит в конституционные рамки деятельность власти в ситуациях, когда необходимо использование специальных, а иногда и исключительных мер. Таким образом, действия органов власти вводятся в законодательно определенные рамки, что снижается вероятность применения исключительных мер вне и вопреки правовых регуляторов. Разработка режимов и их составляющих предполагает ли обязательности полномасштабного их применения, или напротив, определенный режим должен использоваться только в тех случаях, когда иные правовые средства восстановления стабильности и конституционного порядка исчерпаны. 

  1. В теории государства и права в целом проблемное «поле» данной темы также имеет еще немало «белых пятен».

Во-первых, в условиях радикальной трансформации общест­ва, повлекшей изменение сложившихся массовых представлений и жизненных установок, возникает необходимость теоретического моделирования системы оценочных критериев, используемых для характеристики сущности и содержания режимов.

Во-вторых, нуждаются в переосмыслении организационно-правовые основы формирования и функционирования режимов, правовые и организационные механизмы их «включения» в сис­тему правового обеспечения личности, об­щественных и государственных структур, других различных субъектов права.

В-третьих, нуждается в теоретическом осмыслении социаль­ные и правовые границы использования режимов в общественной деятельности, с одной стороны, закрепленных в законах, кодексах, уставах юри­дических нормативов позитивного характера, с другой, - так на­зываемых надпозитивных норм: правовой культуры, правосозна­ния, корпоративной солидарности и др.

Очевидная необходимость комплексного исследования очер­ченного круга проблем обусловили актуальность избранной темы работы, предопределили ее объект и предмет, цели и задачи.

 

  1. Правовой режим и методы правового регулирования

Правовой режим - разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно, на наш взгляд, понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден. Трудно назвать такой правовой

режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства.

Приведенные выше определения правового режима отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления и состоят они в том, что:

1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права;

4) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием.

Правовое регулирование - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

В теории государства и права существуют различные трактовки термина «правовое регулирование». Наиболее удачно, на наш взгляд, понятие правового регулирования дано С.С. Алексеевым: «правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями [Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. - С. 210].

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Правоведение
2020 год 32 стр.
Курсовая Правовые системы Латинской Америки

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское