Третье тысячелетие характеризуется стремительно протекающими процессами глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Научно-технический прогресс обусловил внедрение новых информационных технологий, создающих уникальные возможности для эффективного функционирования всех сфер жизнедеятельности человека и государства в целом. Информация стала товаром, обладающим значительной ценностью, своеобразным стратегическим ресурсом. Общественные отношения возникают и развиваются в рамках взаимного информационного обмена между их субъектами и использования в технологических процессах различных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, на которых в настоящее время базируется вся мировая экономика[1].
Проблемы выбора эффективного механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств, в том числе в лице их контрольно-надзорных органов и международных организаций, так и для потребителей различных товаров, работ и услуг, распределяемых (осуществляемых и оказываемых) с использованием сети Интернет, а также для физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет. Особое значение указанные проблемы приобретают для Российской Федерации с учетом фактического отсутствия эффективно функционирующего, закрепленного на законодательном уровне правового механизма обеспечения информационной безопасности, наличия существенного отставания России от большинства развитых государств и ряда государств с переходными экономиками по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий[2].
Интернет является средством делового общения, получения актуальной информации, ведения предпринимательской деятельности, поэтому все большее число пользователей могут стать и становятся жертвами правонарушений в Сети. Борьба с ними в последние годы перестала быть чисто теоретической задачей. Более того, правонарушения в Интернете могут затрагивать права и интересы лиц, не являющихся пользователями Сети и даже не знающих о ее существовании[3].
Так как информационные технологии являются достаточно сложной сферой, оценить участие субъектов в совершении гражданско-правовых нарушений в сети Интернет, исходя только из общих гражданско-правовых норм об ответственности, довольно трудно, на что указывается в специализированной юридической литературе[4]. «В большинстве случаев в процессе проведения проверок по инцидентам, возникающим в сети Интернет, очень сложно на первоначальном этапе определить их точную квалификацию и тем самым провести грань между должностными проступками, нарушениями в сфере гражданско-правовых отношений и преступлениями»[5].
Виды потенциальных конфликтов деятельности, осуществляемой посредством Интернета, с определенным правопорядком многообразны. Так, возможно нарушение документом, помещенным на интернет-сайт, исключительных прав иных лиц, о которых владелец документа может и не подозревать. И даже если этот документ не охраняется авторским правом в стране проживания его владельца, нельзя исключить того, что в какой-то другой стране ситуация прямо противоположная. Столь же вероятно, что обозначения, включаемые в документ, охраняются в иной стране как товарные знаки или знаки обслуживания. Другим примером может быть конфликт содержания документа с законодательством какой-то страны: так, это содержание может рассматриваться как оскорбляющее национальные, религиозные, политические и т.д. чувства граждан. В случаях, когда законодательство какой-то страны допускает патентную охрану методов ведения бизнеса и способов обработки информации, определенная система подачи информации на сайте или способ совершения действий может противоречить патенту, действующему на территории такой страны[6].
При осуществлении коммерческой деятельности в Интернете круг подобных ситуаций еще шире: наряду с разрешением споров, связанных с заключением и исполнением договоров, могут возникнуть вопросы о нарушении в данной стране законодательства о защите прав потребителей, о необходимости иметь специальное разрешение и лицензию для осуществления какого-то вида деятельности (например, банковских услуг) в стране проживания потенциальных клиентов, о правилах проведения рекламной кампании и др.
Безусловно, нельзя забывать и о возможности признания определенных действий в Интернете уголовным преступлением: вполне легальная в одной стране деятельность может сказаться запрещенной в другой. Так, в штате Юта (США) было возбуждено уголовное дело против лица, продававшего через Интернет алкогольные напитки, в том числе и резидентам этого штата[7].
С развитием Интернета, появлением доменных имен в сети Интернет, бурным развитие интернет-торговли у субъектов хозяйственной деятельности возникает вероятность столкнуться с захватом их доменного имени в сети Интернет[8].
В настоящее время, как отмечается в юридической литературе[9], возрастает количество правонарушений, совершаемых в Интернете. Объектами правонарушений все чаще становятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Это объясняется несовершенством технических средств защиты и отсутствием четкого правового регулирования. Раскрытие конфиденциальной информации (кража), как и противоправное использование товарных знаков и фирменных наименований, относится к недобросовестной конкуренции. При раскрытии конфиденциальной информации имеет место разглашение коммерческой тайны, которая в последнее время рассматривается как объект интеллектуальной собственности.
Стремительное развитие Интернета, отсутствие четкого законодательного регулирования действий в Сети и недостаточная степень развитости судебной практики явились причиной возникновения сложной ситуации, связанной с неправомерным использованием средств индивидуализации при регистрации адресных наименований. Иногда неизвестные или малоизвестные компании используют фирменные наименования и товарные знаки всемирно известных фирм в качестве своего сетевого адреса. Таким образом, истинный владелец лишается возможности использовать свои исключительные права на фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени. Если законный владелец решит заняться электронной коммерцией, ему придется выкупать у «предприимчивых» конкурентов свои же собственные средства индивидуализации. Так, некая техасская компания заплатила 150 тыс. долларов США за возможность использовать в Сети свое же фирменное наименование[10].