Введение
- Государственная политика РФ в отношении соотечественников
1.1 Понятие правового института «соотечественники за рубежом»
1.2 Принципы и цели государственной политики РФ в отношении соотечественников
- Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом
2.1 Основы реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников
2.2. Альтернативные механизмы политики защиты прав соотечественников за рубежом
Заключение
Список использованной литературы
В связи с распадом СССР миллионы наших соотечественников оказались во вновь образованных независимых государствах на положении национальных меньшинств, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Русскоязычное население за рубежом столкнулось со сложной политической, экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждается в помощи и поддержке России. В Конституции Российской Федерации ст.61 п.2 отмечается, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Актуальность исследования конституционных основ обеспечения национальных интересов России в области защиты прав соотечественников за рубежом для российской государственности определяется, прежде всего, современным положением России в мировом сообществе, изменениями в системе международных отношений, а также стремительными и масштабными трансформациями в геополитической обстановке. Россия на новом рубеже веков вынуждена в очередной раз отвечать на вызов времени, обретая новую правовую реальность с опорой на национальные особенности своего развития.
Многие проблемы наших соотечественников за рубежом имеют правовую природу, затрагивающую национальные интересы России. По важнейшим экономическим и научно-техническим направлениям утрата позиций России здесь может стать необратимой в связи с усилением конкуренции развитых западных государств в этом регионе. Поэтому ближнее зарубежье - зона национальных интересов и пристального внимания отечественной внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Нарушение прав и свобод человека по национальному признаку, возвеличивание роли одних этносов за счет других несут угрозу национальным интересам России, обостряя межнациональные конфликты и сепаратистские тенденции. В то же время эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников в ближнем зарубежье, составляет важное условие для формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества. В этом смысле особое звучание приобретает реализация соотечественниками основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции России.
Целью данной работы является изучение вопросов конституционно-правовых основ политики РФ в отношении российских соотечественников за рубежом.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие правового института «соотечественники за рубежом»;
- проанализировать принципы и цели государственной политики РФ в отношении соотечественников;
- изучить основы реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников;
- охарактеризовать альтернативные механизмы политики защиты прав соотечественников за рубежом.
- Государственная политика РФ в отношении соотечественников
1.1 Понятие правового института «соотечественники за рубежом»
Для того чтобы дать определение института «соотечественники за рубежом», необходимо выяснить, кто является соотечественником. По мнению С.И. Ожегова, это «человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь»[1]. В. Даль определяет его как «рожденного в одном отечестве, отчизне»[2]. Что следует понимать под нашим Отечеством? Чрезвычайно непросто прийти здесь к единому мнению. Это объясняется произошедшим после распада СССР разрывом преемственности развития государственности. Современная Россия живет в условиях поиска своей исторической идентичности. Расслоение населения, существующее в социальной сфере, усугубляется размытостью фундаментальных народообразующих ценностей, объединяющих различные поколения.
Отечеством человек может считать не только страну, выходцем из которой он является или где проживают представители его этноса. На карте мира существует немало спорных территорий, которые перешли под юрисдикцию государства при подписании послевоенных договоренностей, на правах победителя, а иногда в результате непродуманных действий правительства. Последнее обстоятельство оказалось наиболее актуальным в России. Безусловно, нельзя ставить под сомнение основополагающие принципы международного права, закрепляющие нерушимость границ и территориальную целостность государств. Но политическими средствами необходимо добиваться особого статуса в выстраивании гуманитарных, экономических связей с этими землями и проживающим там населением.
Можно рассчитывать на осознание себя частью единого отечества народами, проживающими в стране, в том случае, если они не подвергаются дискриминации, не были присоединены силой или в результате сепаратных соглашений. Международное право, сложившееся после Второй мировой войны, закрепляет как общепризнанный принцип равноправие и самоопределение народов. Секретные дополнительные протоколы к советско-германскому Договору о ненападении от 23 августа 1939 г., признанные Съездом народных депутатов СССР юридически несостоятельными и недействительными, заставляют подвергнуть сомнению добровольность вхождения Латвии, Литвы, Эстонии в состав СССР. Противоречивая национальная политика была характерна и для советской, и для царской России. В конце XIX в. статус ее подданного во многом определялся принадлежностью к одной из групп: коренному населению, восточным и северным инородцам, евреям.
В 1990 - 1992 гг. произошли события, которые по своей сути являлись гражданской войной с национально-освободительными признаками. Она сопровождалась жертвами, хотя и не носившими массовый характер (Тбилиси, Вильнюс). Декларация о государственном суверенитете РСФСР предполагала создание демократического правового государства в составе обновленного СССР. Население, высказывавшееся за сохранение СССР, хотя и составляло большинство, но проявляло пассивность, не выступало на защиту своего Отечества. Это способствовало распаду страны. Однако стремление к сохранению или восстановлению единства отечества, понимаемое как патриотизм, может иметь обратный эффект, усиливать негативные последствия гибели государства. Примером тому могут выступать югославские события в 90-х годах прошлого века.
Определение своей принадлежности к отечеству - личное дело каждого человека, его индивидуальная морально-нравственная позиция, которая не охватывается рамками правового регулирования. Вместе с тем отправной точкой современной российской державности и конституционализма является историческая память, связь с предками. Основываясь на этой аксиоме, многонациональный народ принял Конституцию РФ[3].
Понятие отечества было известно не всем поколениям людей. О его появлении можно говорить в тот период развития цивилизации, когда происходит становление первых государств. Первичной ячейкой организации первобытно-общинного строя являлся род. Следовательно, первым, означавшим объединение группы людей по признаку места происхождения, являлся термин «сородич». Постепенно несколько родов стали объединяться в племена и братства. Те, кто принадлежал к ним, могли называть себя соплеменниками и собратьями. Родовой строй отжил свой век. Он был заменен государством. По сравнению с существовавшими ранее объединениями людей государство было значительно более крупным, прочным и организованным сообществом. Это позволяло ему надежнее охранять свою безопасность и добиваться признания границ соседями. Государство стало обладать признаком длительной территориальной устойчивости. Его жители могли называть себя согражданами.
В современном мире все большее значение начинает играть не родство по крови или территории рождения. Объединяющим фактором может стать принадлежность к религии, борьба против общих угнетателей и т.д., причем факторы принадлежности к государству, гражданства являются отнюдь не решающими[4].