Введение
- Теоретические основы сущности прибыли и методов ее планирования на предприятии
1.1. Концептуальные подходы к определению сущности прибыли
1.2. Анализ подходов к управлению прибылью предприятии
1.3. Стратегический характер обеспечения долгосрочной прибыльности предприятия
- Содержание общего практического задания
2.1. Характеристика предприятия ОАО «-»
2.2. Расчет себестоимости продукции (услуг)
2.2.1. Расчет потребности в материально-сырьевых ресурсах
2.2.2. Расчет численности персонала
2.2.3. Расчет фонда оплаты труд
2.2.4. Расчет амортизационных отчислений
2.2.5. Смета цеховых расходов
2.2.6. Расчет платежей, отчислений и налогов, включаемых в себестоимость
2.2.7. Калькуляция себестоимости производства продукции (услуг)
2.3. Расчет объемов продаж и прибыли
2.3.1. Расчет объемов продаж
2.3.2. Расчет прибыли
2.3.3. Расчет рентабельности
2.4. Распределение прибыли и формирование фондов экономического стимулирования
2.4.1. Распределение прибыли на выплату дивидендов
2.4.2. Формирование фонда накопления
2.4.3. Формирование фонда потребления
2.4.4. Формирование резервного фонда
2.5. Формирование технико-экономических показателей
Заключение
Список литературы
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.
В последнее время увеличились масштабы исследований в экономике касающиеся обеспечения прибыльной деятельности предприятий. Эти вопросы рассматриваются в разных аспектах: определение показателей рентабельности, оценки разных показателей прибыльности, их критичного значения при анализе финансового состояния адекватности определения прибыли бухгалтерским и налоговым учетом. Вместе с тем целостность тех и других финансовых решений в значительной мере зависит от правильного определения экономической природы прибыли.
Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики России. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Целью данной курсовой работы является анализ методов планирования прибыли предприятия.
1. Теоретические основы сущности прибыли и методов ее планирования на предприятии
1.1. Концептуальные подходы к определению сущности прибыли
Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шахматов Ф.Р. и другие.
Однако прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научных подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Исследования экономической природы прибыли свидетельствуют, что существование в экономической системе понятие прибыли связано с наличием товарно-денежных отношений и развитием института собственности. Однако имело место разных подходов его трактовок. Так, определение прибыли сначала совпадали с определением валового дохода, который делился на три категории: доходы от капитала, от земли и доходы от труда. Считалось, что каждый из видов дохода является обязательным вознаграждением получателя за предоставленные им услуги в экономике.
Еще основатели классической школы А.Смит, Дж. Ст.Милль, которые учитывали исторический и юридический факт владения тем или иным капитальным имуществом, - либо землей, либо капиталом - средствами производства, материалами, денежными средствами - это подразумевали именно с происхождением прибыли. В 18 веке в европейской экономической науке образовалось три направления: французская школа физиократов, которая объясняла появление прибыли благодаря земледелию, группа немецких ученых, которые считали прибыль результатом продуктивности капитала, и английские утверждения, которые обосновывались на теориях В. Пети и его заместителя Дж. Локка.
А.Смит и Д. Рикардо отделили понятие прибыли в отдельную экономическую категорию, которую исследовали в тесной взаимосвязи с процессом накопления капитала, с факторами увеличения народного богатства. А.Смит имел несколько подходов к определению прибыли [1, с.34; 2,с.364]:
- как закономерного результата продуктивности капитала;
- вознаграждения капиталисту за его деятельность и риск;
- как исчисления с части неоплаченного труда наемного работника.
Исследования научных подходов Д. Рикардо свидетельствуют, что он выявил зависимость между прибылью и земельною рентой, между заработной платой и прибылью, рассматривая их ни как источники, а как составные стоимости, которые создаются исключительно трудом. Изменения величины прибыли и заработной платы происходит в противоположном направлении, что не изменяют общей стоимости товара [2, с.246].
В трудах отдельных теоретиков того времени преобладали и другие варианты трактовок прибыли, как вознаграждение за сохранение капитала, страховой премии за риск, которому подвластна любая деятельность предприятия, а также определение прибыли как результатах выявления законов менового процесса и стоимости, что возникает благодаря увеличению капитала со временем.
Ж.Б.Сей впервые выдвинул теорию продуктивности капитала. Понятие «услуги капитала» Сей использовал в своей статье «Теория появления и определения прибыли». Сей считал, что труд, капитал и земля процессе производства совмещаются в создании стоимости. Фактор «труд» порождает заработную плату как доход работников, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, фактор «земля»- ренту как доход землевладельцев.
Следует припомнит теорию прибыли на основе физической продуктивности которую разработал Фридрих Визер. Он утверждал, что получение чистого дохода возможно благодаря участия в производстве всех факторов, и в первую очередь капитала, другие факторы имеют меньшее значение на конечный результат хозяйствования. Рассчитав объем произведенной продукции от величины истраченного капитала, можно определить прибыль на данный капитал, то есть физическую продуктивность капитала.
Еще до появления работ К. Маркса, в 50-х - 60-х годах 19 века Дж. Милль значительно развил теорию трудовой стоимости. Он считал, что причиной прибыли есть то, что труд дает больше, нежели необходимо для удержания работников, которые ее исполняют, и количественно прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами на покупку сырья, услуг и на заработную плату (вознаграждение за использование капитала не включается в состав расходов).
Данную концепцию научно обосновал К.Маркс, провозгласивши, что стоимость продукта определяется количеством привлеченной в нем абстрактной народно-необходимой труда человека, а труд работника имеет как меновую, так и потребительскую стоимость. Прибыль- это преобразованная форма прибавочной стоимости, результат отношения между необходимым и дополнительным рабочим временем. «Будь - какая прибавочная стоимость, в какой бы особенной форме она потом не кристаллизировалась, или то в виде прибыли, процента, ренты, по своей субстанции является материализация неоплаченного рабочего времени» [3, с. 891].
В отличии от других ученых, Беем - Баверк считал, что основным источником появления прибыли является - время. Настоящие блага оцениваются выше тех, которые только будут произведены в будущем. Покупатели платят дороже за то, что они могут получить сразу, нежели за то, что они вынуждены ждать определенный период времени. Капиталистическое производство пускает в оборот ресурсы... влияет их постепенному пересозданию с «будущих» в настоящие блага; с этого и выплывает прибыль.
На основе достижений классической школы и теории продуктивности капитала, а также концепции граничной полезности на рубеже 19-20 столетия появилось неоклассическая теория прибыли, которая имела двойное определение. С одной стороны, Дж. Б. Кларк, Л.Вальрас считали, что прибыль-это вознаграждение, «цена» одного отдельного фактора производства _ капитала, не считая вознаграждения за все другие факторы - землю, труда. А с другой стороны, прибыль рассматривается как комплексный доход предпринимателя от всех факторов производства (А.Маршалл).
Особое значение на развитие неоклассической теории прибыли повлиял риск, потому что, любая форма размещения капитала всегда связана с неопределенностью экономического фактора, который влияет на создание дохода. Теория, которая связана с появлением прибыли из специфичной функции предпринимательства - несением риска, была создана Ф. Найтом, в труде «Риск, неопределенность, и прибыль», которая вышла в 1992 году. Его непосредственными предшественниками были Кларк, Хоули, Уиллет, Харди.
С появлением работ Йозефа А. Шумпетера, концепции сущности характера прибыли дополняются технологическими и инновационными теориями. Их содержание заключается в том, что прибыльность выше среднего уровня, объясняется результатами использования новых комбинаций факторов производства. Он не считал, предпринимательскую прибыль доходом от капитала или оплаты труда, рентой или вознаграждением за риск, подчеркивая влияние на его формирование и увеличение технологий и нововведений.
Все вышеуказанные методологические направления специализируются на разных концепциях проблемы прибыли, например неоклассики - на теме «прибыль-рынок», кейнсианцы - «прибыль-воссоздание», институциалисты - «прибыль- социальное окружение». В перспективе все эти концепции сущности и происхождения прибыли содействовать значительное влияние на дальнейшее развитие теории прибыли.