Введение
Глава 1. Основные аспекты инвестиционного проектирования
1.1.Понятие инвестиционного проекта и проектного цикла
1.2 Основные классификации инвестиционных проектов
1.3. Фазы разработки и анализа проектов
1.4. Способы оценки эффективности и рисков инвестиционных проектов
1.5. Процесс планирования и управления проектом
1.5. Сетевое планирование
Глава 2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика ЗАО «-»
2.2. Цель и предмет деятельности
2.3. Анализ организации управления на предприятии
2.4 Анализ источников финансирования инвестиций
2.5 Анализ состояния и технического уровня предприятия
2.6Анализ организации управления на ЗАО «-»
2.7 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.8 Анализ организационного уровня предприятия
2.9. Анализ направлений инвестиционной деятельности предприятия и способы ее совершенствования
2.10. Выводы
Заключение
Список литературы
Одной из важнейших сфер деятельности любой компании являются инвестиционные операции, т. е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение достаточно длительного периода времени. Результатом таких проектов может, например являться:
- разработка и выпуск определенной продукции для удовлетворения рыночного спроса;
- совершенствование производства выпускаемой продукции на базе использования более современных технологий и оборудования;
- экономия производственных ресурсов;
-организация кооперированных поставок между различными партнерами;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- повышение экологической безопасности;
- предоставление различного рода услуг, в частности консультационных, информационных, социальных и т.п.
Экономическая оценка любого инвестиционного проекта должна обязательно учитывать особенности функционирования рынка, в частности подвижность многих характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки.
При экономической оценке выгодности инвестиционного проекта важно учитывать следующие его динамические характеристики:
- возможные подвижки в спросе на выпускаемый товар и соответствующие изменения объемов производства;
- планируемое снижение издержек производства в процессе наращивания объема выпуска; - ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы;
- доступность финансовых источников для необходимых в каждом периоде инвестиций. Фирма, предполагая значительно увеличить поставки своего товара, должна предусмотреть возможную реакцию рынка в виде падения цены на этот товар. Увеличение спроса на те или иные производственные ресурсы, например материалы, может привести к росту цен на них. Будущие научно-технические достижения конкурента могут обесценить качество осваиваемой сегодня новой продукции предприятием. Поэтому для инвестиционных проектов справедливо следующее правило.
Использование прогнозных оценок всегда объективно связано с риском. Исследования показывают, что разные характеристики инвестиционных проектов могут прогнозироваться с различной точностью. Обычно ошибки при оценке будущих затрат ниже по сравнению с ошибками в определении сроков осуществления проектов. Степень риска в момент принятия решения о начале реализации проекта может быть различной. Сама степень приемлемости риска является важной стратегической характеристикой каждого предприятия.
Важно отдать себе отчет о том, что риск всегда неизбежен. Риск может проявляться в возможной неосуществимости проекта, например, в области разведки и добычи полезных ископаемых. Другое проявление риска характерно для научно-технических проектов. Научный принцип или техническая идея, к разработке которых фирма приступает сегодня, могут оказаться неприемлемыми или неэффективными. Низкая фактическая эффективность может стать следствием неверной прогнозной оценки будущего объема реализации продукции или предстоящих затрат.
Полноценная оценка проекта невозможна без учета субъективности интересов вовлеченных в него участников. Такие интересы часто не совпадают, что предполагает нахождение компромисса при формировании условий коммерческих соглашений (цен, арендной платы, процентных ставок, размеров дивидендов и т.д.). Наиболее отчетливо проявляется противоречивость интересов по линии «предприниматель – собственник», «производитель – потребитель», «партнеры по собственному проекту», «предприниматель – национальная экономика».
Так, «дуализм» инвестиционных решений связан с различием в интересах предпринимателя, стремящегося к максимизации потенциальной прибыли в долгосрочном аспекте, максимизации темпов роста реальных активов предприятия, поддержанию престижа фирмы и самого предпринимателя, высокому уровню оплаты его труда и т.д., и собственников капитала, стремящихся к максимизации текущей прибыли, в первую очередь дивидендов.
Сложность, комплексный характер инвестиционных проектов приводит к тому, что учесть все факторы, условия и характеристики реализации проекта невозможно, тем более в строго формализованном виде.
Приняв во внимание актуальность данной проблемы, автор работы поставил цель на основе глубокой проработки теоретического материала практики оценить состояние инвестиционной деятельности ЗАО «-» и разработать в целях ее совершенствования инвестиционный проект, связанный с внедрением новой организационной культуры для достижения поставленных стратегических целей., подразумевающий оптимизацию бизнес-процессов, разработку и внедрение корпоративных стандартов.
В ходе достижения цели работы были решены следующие задачи:
1) Раскрыты понятия инвестиционного проекта и проектного цикла.
2) Представлена общая классификация инвестиционных проектов.
3) Рассмотрены стадии разработки и анализа проектов.
4)Определены способы оценки эффективности и рисков инвестиционных проектов.
5)Разработан краткосрочный инвестиционный проект, связанный с внедрением новой организационной культуры для достижения поставленных стратегических целей на 2007 г , направленный на снижение издержек.
6)Дана оценка инвестиционной привлекательности проекта с внедрением новой организационной культуры для достижения поставленных стратегических целей.
Объектом данной работы стала компания, осуществляющая свою деятельность на протяжении уже 40 лет в сфере производства модульных домов на рынке России и ряда зарубежных стран, решившая оптимально реализовать инвестиционный проект. А предметом - принципы, методы инвестиционного проектирования и способы оценки эффективности данного вида деятельности.
Глава 1. Основные аспекты инвестиционного проектирования.
Настоящая глава посвящена основным аспектам инвестиционного проектирования, задачами которой являются:
1) Раскрытие понятия инвестиционного проекта и проектного цикла.
2) Представление общей классификации инвестиционных проектов.
3) Рассмотрение стадий разработки и анализа проектов.
4)Определение способов оценки эффективности и рисков инвестиционных проектов.
1.1.Понятие инвестиционного проекта и проектного цикла.
В самом общем смысле инвестиционным проектом называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли. Более строго можно сказать, что понятие "инвестиционный проект" употребляется в двух смыслах:
- как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов) и требующих для своего осуществления инвестиционных ресурсов;
- как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления каких-либо действий, связанных и инвестированием, или описывающих такие действия.
Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества. Во всех случаях, однако, присутствует временной лаг - задержка между моментом начала инвестирования и моментом, когда проект начинает приносить прибыль.
Использование принципов системного подхода к управлению инвестиционными проектами предполагает рассмотрение последних в качестве относительно самостоятельной функциональной подсистемы экономики, то есть в качестве некоторой социально-экономической системы. Социально-экономические системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от технических систем. Проект как разновидность социально-экономической системы имеет все присущие системам особенности, но обладает рядом специфических свойств, не присущих другим системам такого рода.
Проект относят к классу открытых систем, поскольку:
- он открыт обмену информацией, и такой обмен делает его жизнеспособным;
- входные параметры могут быть заданы в неявной форме и возможны варианты восприятия их проектом как системой;
- на выходе проекта желаемые результаты могут быть получены с той или иной степенью вероятности;
- процессы, происходящие внутри проекта как системы, не являются однажды заданными, их направленность, интенсивность могут меняться в интересах достижения проектных целей.
Проект обладает специфическими особенностями, поскольку имеет двойное окружение: ближнее окружение проекта (среда предприятия, в рамках которого осуществляется проект) и дальнее окружение - среда, в которой существует само предприятие. Влияние некоторых внешних факторов предприятие смягчает, а других, наоборот, усиливает. Как правило, выделяют следующие группы факторов, способных оказывать влияние на проект: политические, экономические и социальные. К политическим факторам следует отнести: политическую стабильность, макроэкономическую политику, националистические проявления, стабильность торговых отношений с зарубежными партнерами и т.п.
Ближним окружением проекта, способным оказывать на него влияние, служит внутренняя среда самой организации, группировка конкретного набора переменных которой выглядит следующим образом:
- цели, в рамки которых должен вписываться и инвестиционный проект;
- организационная структура, не нарушая целостности при учете влияния которой и подстраиваясь под которую, должен осуществляться проект;
- задачи, часть которых должен взять на себя проект;
- технологии, которые могут принципиально отличаться от проектных и что требует пересмотра основных подходов к осуществлению основного производства;
- кадровый потенциал, испытывающий новое возмущающее воздействие под влиянием проекта, что порождает реакцию на него, готовность или нежелание его поддерживать.
Внешняя среда как дальнее окружение проекта представляет собой не совокупность факторов, а сложную систему, поскольку ее факторы связаны между собой, она подвижна и в ней происходят изменения, имеет место неопределенность и т.д. Для снижения неопределенности внешней среды необходимо:
- полно охарактеризовать окружение проекта;
- установить имеющие отношение к проблеме факторы и группу участников;
- установить природу неопределенности и вероятность того, что некоторые события будут развиваться непредсказуемо;
- определить степень влияния на проект контроля участников и факторов окружения;
- установить потенциальные проблемы (высокую зависимость, высокий риск, низкую отдачу от контроля и др).
Процесс анализа окружения проекта включает следующие этапы:
- составление перечня всех участников и факторов, которые имеют или могут иметь влияние на успешную реализацию проекта;
- составление карты всех участников и факторов в трех концентрических кругах по уровням: контроль, влияние, оценка;
- определение степени зависимости проекта от участников и факторов;
- установление риска того, что какие-то параметры внешней среды будут изменяться в интересах проекта.
Управление проектами как системный процесс имеет ряд характерных отличий от традиционного производственного управления. Производственное управление имеет дело с более предсказуемыми ситуациями, большинство функций повторяется с периодичностью, заранее известной, и сам процесс управления построен на этой одинаковости. Управление проектами, наоборот, должно способствовать созидательным изменениям. В проекте значительно труднее находиться в рамках бюджета и сроков.
Таким образом, проект как социально-экономическая система имеет следующие признаки, которые должны учитываться в целях эффективного управления:
- наличие активного человеческого элемента, нестационарность;
- стохастичность поведения;
- трудности определения предельных возможностей системы;
- способность изменять структуру, сохраняя целостность и жизнеспособность;
- способность формировать варианты поведения;
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям (внешним и внутренним управляющим воздействиям);
- способность и стремление к целеобразованию.
Для реализации системного подхода к управлению проектами необходима систематизация и классификация проектов, поскольку проявление перечисленных особенностей проекта как системы будет иметь различные последствия в зависимости от вида проекта, его категории. Возможны разные подходы к классификации и систематизации, но представляется целесообразным остановиться на подходе, в соответствии с которым за основу классификации принимается следующее:
Проблема целеполагания в рамках проекта является важнейшим этапом инвестиционного менеджмента на микроуровне. Возможен пересмотр целей, исключение каких-то подцелей, усложняющих процесс достижения суперцели.
С позиций целезадающих и целевоспринимающих субъектов цели делятся на внутренние и внешние. Внутренняя цель определяется мотивами действующих субъектов, их ориентацией, наличием установок и предпочтений. Эта цель предполагает выполнение проекта в срок в пределах бюджета. Внешние цели определяются ожиданиями, т.е. тем, каких действий ожидают другие: руководство предприятия, партнеры, администрации разных уровней.
Проектные цели могут подразделяться на явные и неявные. Явные цели четко определены и распределены по степени приоритетности. Приоритетность должна иметь следующие уровни:
- цели, достижение которых определяет успех проекта;
- цели, которыми частично можно пожертвовать для достижения целей первого уровня;
- цели, имеющие характер дополнения.
План проекта и план предприятия в условиях системного подхода к управлению проектами не совпадают и содержат каждый свои цели и задачи, не вступающие в противоречие друг с другом. Соблюдение правил формализации процесса целеполагания сводит к минимуму ошибки в этом процессе. В качестве основных признаков декомпозиции могут использоваться следующие:
- четкое определение уровня целей (экономики в целом, региона, отрасли, предприятия, потребителя);
- оценка соответствия каждого уровня целей принципу: от общего к частному;
- оценка полноты "ветви" с позиций комплексности проблемы;
- оценка правильности группировки целей по характеру деятельности;
- оценка правильности учета логической схемы данного производственного и управленческого процесса;
- оценка правильности учета организационной структуры предприятия либо другой экономической системы;
- оценка правильности переходов от высших к низшим уровням иерархии;
- оценка взаимного влияния структур;
- оценка достоверности информационного обеспечения процесса построения "дерева целей".
Окончательное усечение "дерева целей" сводится к ограничению числа целей, их содержательного состава до пределов, диктуемых наличием ресурсов, а также характером взаимосвязей между целями одного уровня, а именно:
- цели являются взаимодополняющими, невозможна их реализация друг без друга;
- цели являются взаимоисключающими;
- цели являются нейтральными по отношению друг к другу, способными достигаться параллельно;
- цели являются конкурентными хотя бы по нескольким видам ресурсов либо по другому критерию.
Цели могут формировать иерархическую структуру как снизу вверх, так и сверху вниз. Процесс декомпозиции целей может быть бесконечным, но на каждом уровне можно строить свое "дерево целей": для экономической, технической, информационной и других подсистем проекта.
Окончательный вариант "дерева целей" должен быть дополнен перечнем задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей на всех уровнях управления проектом.
Жизнeнный цикл инвecтициoннoгo пpoeктa - этo пpoдoлжитeльнocть вpeмeни oт мoмeнтa зapoждeния инвecтициoннoй идeи дo мoмeнтa ee пoлнoй peaлизaции или ликвидaции oбъeктa (в cлyчae нeoбxoдимocти). Рaзpaбoткa пpoмышлeннoгo инвecтициoннoгo пpoeктa - oт пepвoнaчaльнoй идeи дo экcплyaтaции пpeдпpиятия - мoжeт быть пpeдcтaвлeнa в видe циклa, cocтoящeгo из тpex oтдeльныx фaз: пpeдынвecтициoннoй, инвecтициoннoй и экcплyaтaциoннoй. Кaждaя из этиx фaз, в cвoю oчepeдь, пoдpaздeляeтcя нa cтaдии и этaпы, нeкoтopыe из ниx coдepжaт тaкиe вaжныe виды дeятeльнocти, кaк кoнcyльтиpoвaниe, пpoeктиpoвaниe и пpoизвoдcтвo.
1.Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2004.
2. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. М.: Изд-во стандартов, 2001.
3. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика, 2003.
4. Борман Д., Воротина П., Фердман Р. Менеджмент предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Гамбург: S + W, 2002.
5. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интер эксперт, Экономика, 2005.
6. Воронов К. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов // Финансовая газета, 2003. № 49 - 52; 2004. № 1-4, 24, 25.
7. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ, 2003.
8. Герике Р. Контролинг на предприятии. Берлин: АБУ-консалт ГмбХ, 2003.
9. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.
10. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие: Пер. с нем. М.: Высшая школа, 2005.
11. Жих Е.М., Панкрухин Н.Н. Формула успеха: маркетинг. М.: Россия молодая, 2002.
12. Идрисов А. Методика разработки и экспертизы инвестиционных проектов // Финансовая газета, 2003. № 41, 42, 44.
13. Ильдеменов С. и др. Как привлечь инвестора и получить инвестиции // Экономика и жизнь. 2004. № 28.
14. Карпушин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Б.И. Жизненный цикл и эффективность машин. М.: Машиностроение, 2009.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 2006.
16. Коломина М. Сущность и измерение инвестиционных рисков // Финансы, 2004. № 4.
17. Липсиц И.В. Бизнес-план – основы успеха. М.: Дело, 2004.
18. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М.: БЕК, 2006.
19. Лукасевич Г.Д. Анализз эффективности капиталовложений в условиях ограниченного бюджета // Финансы. 2003. № 10.
20. Львовский Г.Д. Бизнес-план на персональном компьютере // Мир ПК. № 7. 2003. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М., 2004.
21. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000 (Утверждены: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. № ВК 477 от 21.06.2009 г.).
22. Медведев А. Экономическое обоснование предпринимательского проекта. МЭМО, 2002. № 6, 7.
23. Медведев А. Особенности оценки и отбора инвестиционных проектов. МЭМО, 2003. № 2.
24. Маркетинг / Под ред. И.К. Беляевского: М. МЭСИ, 2007.
25. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.
26. Непомнящий Е.Г. Методические указания по выполнению курсового проекта на тему: «Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.
27. Новиков М.В., Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
28. Никонова И. Проектный анализ в условиях высокой инфляции // Реформа, 2004. № 3.
29. Новодворский В. Как учесть инфляцию // Финансовая газета, 2002. № 27.
30. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 2002.
31. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1470 «Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации».
32. Ратанин П.Ч. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М.: ИНЭП, 2003.
33. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: АО «Консалтбанкир», 2003.
34. Современный маркетинг /Под ред. В.Е. Хрупцкого. М.: Изд-во Республика, 2009.
35. Твисс С. Управление научно-техническим нововведением. М.: Экономика, 2009.
36. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 2009 г. № 39–ФЗ.
37. Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М.: Высшая школа, 2003.
38. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы. М.: СП «Crocus International», 2003.
39. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2003.
40. Форстер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 2007.
41. Холт. Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 2003.
42. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2003.