Курсовая работа|Литература

Драматургия Чехова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 33

Введение

  1. Чеховский водевиль как вызов русской театральной традиции

1.1. Общая характеристика водевилей А.П.Чехова

1.2. Форма и содержание чеховского водевиля

  1. Элементы новаторства в драматургии Чехова

2.1. Стилистическое новаторство чеховской драматургии

2.2. Особенности сюжетной структуры драматургии А.П.Чехова

2.3. Комедийное начало чеховского театра

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования. XX век в русской драматургии начался пьесами А.П. Чехова. Общепризнано, что пьесы Чехова открывают новую страницу истории драмы и театра. С именем Чехова связано оригинальное построение драматической композиции, сценического характера и диалога, его пьесы вызвали организацию спектакля на принципиально новых началах, радикальный пересмотр приемов актерской трактовки художественных образов. Влияние всей совокупности этих драматических и сценических средств, этого "театра Чехова" на формы театральной жизни последних сорока лет исключительно велико и выходит далеко за пределы истории одного русского театра.

Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать на основе критического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму, - и стремление претворить материал своих наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реалистических формах искусства. Чехов создал серию драматических произведений, которые являются правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 80-х годов и эпохи предреволюционного рассвета 90-х годов, и Чехов нашел для этих синтетических картин те художественные приемы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней.  Наша задача - раскрыть это значение пьес Чехова, показать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обусловленных общим изменением социально-политических установок его эпохи.

Проблема исследования обусловлена потребностью в устранении дефицита сведений об истории становления новаторской драматургии Чехова, а также на важнейших особенностях новаторской драматургической системы Чехова в целом. При этом в работе делается попытка ответить на вопрос о традиции и новаторстве в чеховском театре и о его месте в истории русской реалистической драматургии, шире – в истории русского реалистического театра.

Объект исследования – русская драматургия конца XIX- начала XX вв.

Предмет исследования – новаторские особенности драматургии А.П. Чехова.

Цель исследования – рассмотреть новаторские особенности драматургии А.П. Чехова и попытаться ответить на вопрос: в чем секрет успеха и популярности новой драматургии Чехова (конечный результат исследования).

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности чеховского водевиля как вызова русской театральной традиции;

- обосновать стилистическое новаторство чеховской драматургии;

- охарактеризовать особенности сюжетной структуры драматургии А.П.Чехова;

- проанализировать комедийное начало чеховского театра.

Методологическая основа и методы исследования - системный подход, а также анализ литературных источников по теме исследования.

Гипотеза исследования: успеха, популярности и историческая значимость новой драматургии Чехова во многом определена ее новаторской природой.

Положения, выносимые на защиту:

Чехов – драматург вошел в историю русского и мирового театра как смелый новатор, создавший, по определению М. Горького, «новый вид драматического искусства».

Драматургия А.П.Чехова знаменовала собой новый шаг в развитие драматического искусства, качественно отличной от «дочеховской» драматургии.

Теоретическое значение работы – в разработке новых подходов к исследованию творческого наследия Чехова-драматурга на основе анализа новаторских элементов его творчества.

Практическое значение работы –результаты исследования могут быть в качестве учебно-методических материалов при изучении курсов «История культуры», «История театра», «Филология» и др.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы – 33 страницы.

  1. Чеховский водевиль как вызов русской театральной традиции

1.1. Общая характеристика водевилей А.П.Чехова

Чехов-драматург не только автор больших пьес, но и непревзойденный мастер малых форм, водевилей.

Эта "малая форма" драматических произведений тесно примыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же времени.

 Своими водевилями Чехов не начинал в театре какую-нибудь оригинальную, новаторскую линию. Его водевили и своей тематикой и своей композицией соответствовали темам и типу традиционного построения водевильного жанра, весьма излюбленного в театре 80-х годов. Чехов овладел однако в полной мере эстетическим и техническим каноном водевильного жанра и дал художественно выразительные его образцы, имеющие исключительную популярность вот уже в течение пятидесяти лет.

 В чеховском водевильном наследии можно выделить две струи. Одна - обличительная, в которой, подобно большинству своих рассказов, он метко и остро, в сочных жизненных образах, изобличал пошлость обывательщины. Сюда относятся "Калхас", "О вреде табака", "Свадьба", "Юбилей". Другая - развлекательная, беззлобная, в которой Чехов, следуя преимущественно традициям французского водевиля, дал яркую словесно-сценическую разработку комических положений и характеров. Наиболее типичным представителем этой второй группы является "Медведь". В построении водевилей Чехова обычно присутствуют те реальные, житейские связи и мотивировки поведения лиц, которые Л. Толстой, высказываясь о "Предложении", определил как "обусловленный комизм".

 И по этому своему признаку преобладающее число водевилей Чехова находится в полном соответствии с поэтикой его ранних бытовых рассказов

 Таким образом, можно утверждать, что темы чеховских водевилей не имели какого-либо идейного, обобщающего начала, не стремились к широкому социальному охвату современности. Они ограничивали свою задачу воспроизведением в рамках анекдотической сюжетной схемы быта и переживаний мещанина, обывателя, разорявшихся мелкопоместных интеллигентов-провинциалов, - и не выходили в общем из тематического и стилистического круга прозаических произведений, которые Чехов создавал в те же годы.

 Весьма ранний успех этих водевилей, долго не сходивших со сцены театра 80-х годов, должно объяснить широким стремлением буржуазных кругов в эпоху политического безвременья, в годы, лишенные политически-идейного движения, к "развлекательной" литературе[1].

Чеховская вера в человека не отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, "каков он есть". Иначе говоря, не выдуманным, не сочиненным, не поставленным на ходули или еще какие-нибудь искусственные подпорки. Художник призван "показать" человеку, каков он есть.

Это слово тоже весьма характерно. Чехов убежден, что подлинному писателю противопоказано навязчивое комментирование поступков своих героев. Он должен убеждать читателя и зрителя не рассуждениями, не декларациями, не уговариванием, но правдивым изображением, "показом" героев. Вот как много скрыто в чеховской заметке, состоящей из одной короткой фразы. Воедино слиты в ней вера в человека и художественная правда.

Чехов больше всего боялся односторонности и заданное в изображении характеров. "Современные драматурги, - писал он брату, - начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами - пойди-ка найди сии элементы во всей России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам".

Вот против этих "крайних видов", против умозрительного высветления или, наоборот, неоправданного очернения героев последовательно выступал Чехов. Изображенные им характеры правдивы, а потому неисчерпаемы[2].

  1. Балухатый С.Д. Чехов-драматург.- Л., 1936.
  2. Бердников Г. П. Избранные работы. М., 1986.
  3. Бердников Г. П. Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1982.
  4. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.
  5. Ермилов В. Драматургия Чехова.- М.: Советский писатель, 1948.
  6. Островский А.Н. Полн.собр. сочинений в 16 т. - М., 1952.
  7. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
  8. Строева М. Н. Режиссерские изыскания Станиславского. 1897 – 1917гг., М., 1973.
  9. Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987.
  10. Шах-Азизова Т. К. Чехов и Западно-Европейская драма его времени. М., 1966.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Литература
2017 год 46 стр.
Курсовая Детство в творчестве Чехова
bugalter
Курсовая работа Литература
2016 год 21 стр.
Образ чиновника в рассказах А.П. Чехова
Курсовая работа Литература
2016 год 33 стр.
Новаторство в драматургии Чехова
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское