Введение
Глава 1. Чеховский водевиль как вызов русской театральной традиции
1.1. Общая характеристика водевилей А.П.Чехова
1.2. Форма и содержание чеховского водевиля
Глава 2. Элементы новаторства в драматургии Чехова
2.1. Стилистическое новаторство чеховской драматургии
2.2. Особенности сюжетной структуры драматургии А.П.Чехова
2.3. Комедийное начало чеховского театра
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. XX век в русской драматургии начался пьесами А.П. Чехова. Общепризнано, что пьесы Чехова открывают новую страницу истории драмы и театра. С именем Чехова связано оригинальное построение драматической композиции, сценического характера и диалога, его пьесы вызвали организацию спектакля на принципиально новых началах, радикальный пересмотр приемов актерской трактовки художественных образов. Влияние всей совокупности этих драматических и сценических средств, этого "театра Чехова" на формы театральной жизни последних сорока лет исключительно велико и выходит далеко за пределы истории одного русского театра.
Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать на основе критического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму, - и стремление претворить материал своих наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реалистических формах искусства. Чехов создал серию драматических произведений, которые являются правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 80-х годов и эпохи предреволюционного рассвета 90-х годов, и Чехов нашел для этих синтетических картин те художественные приемы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней. Наша задача - раскрыть это значение пьес Чехова, показать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обусловленных общим изменением социально-политических установок его эпохи.
Проблема исследования обусловлена потребностью в устранении дефицита сведений об истории становления новаторской драматургии Чехова, а также на важнейших особенностях новаторской драматургической системы Чехова в целом. При этом в работе делается попытка ответить на вопрос о традиции и новаторстве в чеховском театре и о его месте в истории русской реалистической драматургии, шире – в истории русского реалистического театра.
Объект исследования – русская драматургия конца XIX- начала XX вв.
Предмет исследования – новаторские особенности драматургии А.П. Чехова.
Цель исследования – рассмотреть новаторские особенности драматургии А.П. Чехова и попытаться ответить на вопрос: в чем секрет успеха и популярности новой драматургии Чехова (конечный результат исследования).
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности чеховского водевиля как вызова русской театральной традиции;
- обосновать стилистическое новаторство чеховской драматургии;
- охарактеризовать особенности сюжетной структуры драматургии А.П.Чехова;
- проанализировать комедийное начало чеховского театра.
Методологическая основа и методы исследования - системный подход, а также анализ литературных источников по теме исследования.
Гипотеза исследования: успеха, популярности и историческая значимость новой драматургии Чехова во многом определена ее новаторской природой.
Положения, выносимые на защиту:
Чехов – драматург вошел в историю русского и мирового театра как смелый новатор, создавший, по определению М. Горького, «новый вид драматического искусства».
Драматургия А.П.Чехова знаменовала собой новый шаг в развитие драматического искусства, качественно отличной от «дочеховской» драматургии.
Теоретическое значение работы – в разработке новых подходов к исследованию творческого наследия Чехова-драматурга на основе анализа новаторских элементов его творчества.
Практическое значение работы –результаты исследования могут быть в качестве учебно-методических материалов при изучении курсов «История культуры», «История театра», «Филология» и др.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы – 33 страницы.
- Чеховский водевиль как вызов русской театральной традиции
1.1. Общая характеристика водевилей А.П.Чехова
Чехов-драматург не только автор больших пьес, но и непревзойденный мастер малых форм, водевилей.
Эта "малая форма" драматических произведений тесно примыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же времени.
Своими водевилями Чехов не начинал в театре какую-нибудь оригинальную, новаторскую линию. Его водевили и своей тематикой и своей композицией соответствовали темам и типу традиционного построения водевильного жанра, весьма излюбленного в театре 80-х годов. Чехов овладел однако в полной мере эстетическим и техническим каноном водевильного жанра и дал художественно выразительные его образцы, имеющие исключительную популярность вот уже в течение пятидесяти лет.
В чеховском водевильном наследии можно выделить две струи. Одна - обличительная, в которой, подобно большинству своих рассказов, он метко и остро, в сочных жизненных образах, изобличал пошлость обывательщины. Сюда относятся "Калхас", "О вреде табака", "Свадьба", "Юбилей". Другая - развлекательная, беззлобная, в которой Чехов, следуя преимущественно традициям французского водевиля, дал яркую словесно-сценическую разработку комических положений и характеров. Наиболее типичным представителем этой второй группы является "Медведь". В построении водевилей Чехова обычно присутствуют те реальные, житейские связи и мотивировки поведения лиц, которые Л. Толстой, высказываясь о "Предложении", определил как "обусловленный комизм".
И по этому своему признаку преобладающее число водевилей Чехова находится в полном соответствии с поэтикой его ранних бытовых рассказов
Таким образом, можно утверждать, что темы чеховских водевилей не имели какого-либо идейного, обобщающего начала, не стремились к широкому социальному охвату современности. Они ограничивали свою задачу воспроизведением в рамках анекдотической сюжетной схемы быта и переживаний мещанина, обывателя, разорявшихся мелкопоместных интеллигентов-провинциалов, - и не выходили в общем из тематического и стилистического круга прозаических произведений, которые Чехов создавал в те же годы.
Весьма ранний успех этих водевилей, долго не сходивших со сцены театра 80-х годов, должно объяснить широким стремлением буржуазных кругов в эпоху политического безвременья, в годы, лишенные политически-идейного движения, к "развлекательной" литературе[1].
Чеховская вера в человека не отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, "каков он есть". Иначе говоря, не выдуманным, не сочиненным, не поставленным на ходули или еще какие-нибудь искусственные подпорки. Художник призван "показать" человеку, каков он есть.
Это слово тоже весьма характерно. Чехов убежден, что подлинному писателю противопоказано навязчивое комментирование поступков своих героев. Он должен убеждать читателя и зрителя не рассуждениями, не декларациями, не уговариванием, но правдивым изображением, "показом" героев. Вот как много скрыто в чеховской заметке, состоящей из одной короткой фразы. Воедино слиты в ней вера в человека и художественная правда.
Чехов больше всего боялся односторонности и заданное в изображении характеров. "Современные драматурги, - писал он брату, - начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами - пойди-ка найди сии элементы во всей России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам".