Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Творческий и жизненный путь А.П.Чехова
1.2 Особенности творческого мастерства А.П.Чехова
1.3 Тема детства в творчестве А.П.Чехова
Глава 2. Методические основы исследования
2.1 Анализ УМК
2.2 Методические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Литературная деятельность А.П.Чехова была чрезвычайно разносторонней и многогранной. Мы знакомимся с творчеством писателя ещё в раннем детстве: грустная и смешная история Каштанки вводит маленького читателя в мир искусства. А затем автор «Степи», «Дамы с собачкой», «Вишнёвого сада» сопровождает нас всю жизнь.
Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П.Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными.
Для своей работы я выбрала тему «Дети в рассказах А.П.Чехова», так как считаю, что у Чехова можно научиться многому: глубокому изучению мира детства, искусству проникновения в детскую психологию, во все «тайные» уголки детской души. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Огромное количество «маленьких» чеховских рассказов, в которых живут и действуют почти 8 тысяч персонажей – это по выражению исследователя М.П. Громова – реалистичная система, созданная Чеховым, который нашел способ воссоздания неустроенной, быстро меняющейся действительности – способ слияния тысячи элементарных отражений в единое повествование со сквозным сюжетом. Этот сюжет – жизнь, идущая от начала к развитию и завершению; жизнь огромного множества всех положений и возрастов, во всем психологическом пространстве чеховского мира.
Цель работы (на примере анализа нескольких рассказов): показать, что А.П.Чехов – писатель, который любил детей, понимал их душу, интересы и написал целый ряд замечательных рассказов о детях и для детей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить биографию писателя, для того чтобы лучше понять его произведения.
- Перечитать произведения А.П.Чехова, обращая внимание на особенности художественного мышления и индивидуального стиля писателя.
- Понять секрет его искусства, тайну воздействия на читателя.
Для написания работы использован ряд литературных источников, прочитаны рассказы, подлежащие рассмотрению и анализу в данной работе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Творческий и жизненный путь А.П.Чехова
А.П.Чехов родился 17 января 1860г. в городе Таганроге на берегу Азовского моря, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом №47).
Предки Чехова и со стороны отца, и со стороны матери были крепостными, позже выкупившиеся на волю. Отец Павел Егорович купцом 3-й гильдии и держал в Таганроге бакалейную лавку. Человеком он деспотичным и суровым.
Антону и его старшим братьям приходилось подолгу просиживать в отцовской лавке, «приучаясь к торговле». Уроки тоже приходилось готовить в лавке. Зимой там так было так холодно, что в чернильнице замерзали чернила, а пальцы синели и не слушались. В гимназии за плохо выполненный урок ставили единицу, а отец за единицу порол.
Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды – в 3-м и 5-м – оставался на второй год. Справедливо заметил первый биограф писателя, Ф.Мускатблит: «Когда Павел Егорович … перебрался с семьей в Москву, сын, перешедший к тому времени в VI класс, … вздохнул свободно и «вдруг» обнаружил такое прилежание, что помимо обычных успехов по любимым предметам … стал получать пятерки даже по бесконечно ненавистному ему греческому языку».
В лавке приходилось сидеть и летом – вместо купанья и ловли бычков на пристани. На море ходили, но каждый такой поход отвоевывался. Запретов вообще было много: не бегать, не шуметь, не водиться с товарищами. Почему? Потому, что в свое время это запрещалось самому Павлу Егоровичу, - и не повредило, не помешало выйти в люди … Он не был злым человеком, но был человеком твердым. Усвоенное однажды не пересматривал. Лавка должна открываться в пять утра. Нет покупателей – не беда. Детям тяжело так рано вставать – ничего, встанут. В лавке нужен хозяйский глаз: на «мальчиков», Андрюшку и Гаврюшку, полагаться нельзя. Когда в лавке нет дела, «мальчики» должны не сидеть, а стоять в дверях лавки. Неважно, что теперь не принято зазывать покупателей – место «мальчика» в это время там. Так было, когда Павел Егорович служил у купца Кобылина, так было, когда сам Кобылин служил в «мальчиках», так будет и впредь.
В лавке отца служили два мальчика – Андрюшка и Гаврюшка. Им жилось еще труднее, чем хозяйским детям: били их чаще и злее, кормили хуже, на них лежала вся тяжелая домашняя работа. И, главное, они не могли учиться, не могли даже мечтать поступить в гимназию, в университет.
Об этих самых Андрюшке и Гаврюшке, конечно, вспоминал Чехов, когда писал рассказы «Ванька» и «Спать хочется».
А.П.Чехов писал: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа и ругал мать дурой» (2 января 1889г.)