Стоит сразу отметить, что в настоящее время система национальной безопасности России формируется под влиянием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009г[1].
В этом принципиально важном политическом документе отражена совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В системе национальной безопасности реально выделяются три правовых пространства, отражающих национальные интересы России в целом: интересы личности, общества и государства.
Согласно Стратегии национальной безопасности РФ, на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе равноправного партнерства.
Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационных сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.
Анализ логического построения теоретической модели уголовно-правовых отношений позволяет выделить три основных уровня исследования, на каждом из которых решаются специфические задачи теории.
При этом методологически важно учитывать, что изменения, происходящие в процессе развития уголовно-правовых отношений, по-разному проявляют себя на различных уровнях. Используя диалектический подход, целесообразно рассматривать уголовное право, во-первых, на уровне сущностных отношений, во-вторых, на уровне, определяющем единство содержания и форм уголовного права, и, в-третьих, на уровне, раскрывающем закономерности развития конкретно-исторических форм уголовного права. Данная последовательность логических уровней анализа в своей совокупности отражает движение от сущности к явлениям и затем - к действительности, что совпадает, с общей логикой восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному.
Одновременно, указывая на теоретическую значимость принципа расчленения анализа целостности уголовно-правовых отношений, стоит отметить, что он носит условный характер. В связи с этим на каждом уровне анализа структурные элементы теории уголовно-правовых отношений рассматриваются как неотъемлемые звенья общей системы.
Первая ступень анализа. На основе анализа сущностных черт уголовного права в современной юридической науке устоялось определение уголовного права как одной из отраслей системы права современного государства, выражающей определенные правовые отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства от преступных посягательств на началах нормативности, обязательности для исполнения и т. д.
Вторая ступень анализа. Уголовное право необходимо исследовать в историческом аспекте как составной элемент системы права. Уголовно-правовые отношения, как всякие правоотношения, носят исторический характер, т.е. они изменяются под влиянием развития общества и государства. Уголовное право получает свое выражение в уголовно-правовых нормах, каждая из которых представляет собой ту или иную грань сложного комплекса уголовно-правовых отношений, возникающих в процессе правового регулирования общественных отношений.
В этом смысле каждая норма уголовного права - это, с одной стороны, отражение сущности уголовного права, а с другой - отражение взаимосвязи собственно уголовно-правовых отношений с предметной стороной уголовного права. Следовательно, на втором уровне анализа объектом исследования является познание сущности уголовного права в его бытии. Процесс познания на данном уровне развивается от понимания сущности уголовного права, его внутренней природы к его опосредованности, к пониманию единства сущности и явлений, благодаря которому и проявляется сущность.
На поверхности явления практическая реализация уголовно-правовой политики России в сфере безопасности (в узком смысле) принимает форму юридической практики. Однако в современной юридической литературе существуют различные подходы не только к пониманию юридической практики, но и формы практики как таковой. Действительно, проведению уголовно-правовой политики предшествует формирование научных взглядов и идей о характере и формах уголовного права, его возможностях и путях воздействия на личность, общество и государство.
На второй ступени анализа уголовное право исследуется в историческом аспекте. Уголовное право получает свое выражение в формах, которые, с одной стороны, отражают сущность, а с другой стороны, являются отражением взаимосвязи собственно уголовно-правовых отношений с предметной стороной механизма уголовно-правового регулирования.