Введение
- Общие положения о таможенном союзе
1.1. Понятие, содержание, цели и характерные черты таможенных союзов
1.2. Таможенный союз как одна из форм взаимодействия в рамках СНГ (единая территория). Основные этапы образования союза
- Таможенный союз как этап мировой интеграции
- Перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Потребности социального, политического и экономического развития Российской Федерации и российского общества побуждают к поиску оптимальной модели разрешения сложных вопросов формирования и развития Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества), Союза Беларуси и России. Рассмотрению противоречий и проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе реформирования постсоветского пространства в области конституционно-правового регулирования экономических взаимоотношений в целом и таможенных вопросов, в частности, посвящено настоящее исследование.
Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям регионального интеграционного объединения.
В бывшем СССР существовали:
- зона свободной торговли;
- таможенный союз;
- единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы).
Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.
Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик, входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили деюро на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако этого не произошло: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле.
Метод исследования: Сравнительно-правовой метод использован при рассмотрении современного состояния таможенного законодательства России и стран СНГ, проблем преодоления имеющихся противоречий; теоретико-прогностический метод - при анализе перспектив формирования единого таможенного пространства на территории СНГ, в ходе подготовки рекомендаций по осуществлению процессов унификации законодательств различных государств.
Цель данного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в ходе интеграционных процессов в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.
При достижении поставленной цели были поставлены и решались основные задачи исследования:
- исследовать общие положения о таможенном союзе;
- проанализировать понятие, содержание, цели и характерные черты таможенных союзов;
- изучить таможенный союз как одна из форм взаимодействия в рамках СНГ (единая территория);
- разобрать основные этапы образования союза;
- выявить таможенный союз как этап мировой интеграции;
- рассмотреть перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере государственно-правового регулирования интеграционных процессов в таможенной сфере при осуществлении государственными органами Российской Федерации задач
по правовому обеспечению интеграции в таможенном законодательстве и реализации государственной политики в данной сфере.
Предметом исследования выступили правовые вопросы и процессы становления Таможенного союза, Союза Беларуси и России как феноменов конституционного права, практические проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ, государственно-правовые аспекты объединения их таможенных территорий.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
-
Общие положения о таможенном союзе
1.1. Понятие, содержание, цели и характерные черты
таможенных союзов
Таможенный союз - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенные союзы создаются на основе двух- или многосторонних таможенных конвенций, регулирующих вопросы таможенного обложения товаров в целях повышения конкурентоспособности товаров стран - членов Таможенного союза. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный орган (секретариат, совет и т.п.).[1]
С юридической точки зрения таможенный союз представляет собой соглашение двух и более государств проведения унифицированной тарифной политики в отношении друг друга и третьих стран. С экономической точки зрения создание таможенного союза означает формирование единого экономического пространства с ликвидацией внутри него каких бы то ни было таможенных границ.[2]
Такая форма межгосударственного регулирования ВЭД предусматривает не только беспошлинную торговлю между участниками таможенного союза, но и введение согласованного тарифа на его внешних границах, что отличает таможенный союз от зоны свободной торговли (ЗСТ).
Конкретные результаты создания и функционирования таможенного союза выражаются в структурных изменениях сфер производства и потребления входящих в него государств: предложение и спрос изменяются в соответствии с характером сравнительных преимуществ. Другими словами, таможенный союз повышает благосостояние по мере расширения торговли, однако в то же время снижает его из-за переориентации производителей с дешевых на более дорогие товары.
Сама эволюция таможенных союзов свидетельствует о постепенном, все более широком вовлечении их в сферу совместного регулирования, что в конечном итоге может привести к постановке на повестку дня вопроса о создании наднациональных координирующих органов и институтов. В этом плане таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли. Наглядным примером служит история становления Европейского Союза, прошедшего большой путь от зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к целостному экономическому объединению с единой валютой. В аналогичном направлении развиваются и другие региональные хозяйственные группировки (АСЕАН, АТЭС).
Таможенный союз как одна из форм экономической интеграции государств известен давно, например, таможенный союз между Францией и Княжеством Монако (1865 г.), Швейцарией и Княжеством Лихтенштейн (1924г.), Бенилюкс - Таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948 г.) и др. После окончания Второй мировой войны процесс создания таможенных союзов стал развиваться особенно стремительно.[3]
[1] Иншакова А.О. Международное частное право. Волгоград: ИВГУ. – 2002. – с. 240.
[2] Глебов И. Н. Международное право. М.: Дрофа. - 2006. - с. 78.
[3] Иншакова А.О. Международное частное право. Волгоград: ИВГУ. – 2002. – с. 21.