Введение
Глава 1. Экономико-правовая безопасность субъекта Федерации в моделях развития российской социально-экономической сферы
1.1. Угрозы безопасности регионов РФ
1.2. Экономико-правовая безопасность субъекта РФ в контексте региональной политики
Глава 2. Экономико-правовая безопасность субъекта Федерации на примере Дальнего Востока
2.1. Проблемы национальной безопасности на Дальнем Востоке
2.2. Некоторые аспекты экономической безопасности региона
Заключение
Список литературы
Территориальное устройство государства является сложным конституционно-правовым институтом, который связан со многими вопросами в политической, административной, экономической и географической сферах. В связи с чем данный институт в значительной степени связан с иными государственными и общественными институтами. Вопрос территориального устройства российского государства приобретает особое значение ввиду происходящих в нашей стране общественно-политических преобразований, масштабности ее территории, природных условий, многонационального состава Российской Федерации и ее субъектов, исторической, этнической и духовной самобытности российского народа.
Рациональная организация территориального устройства государства позволяет создать необходимые условия для эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, максимально сближает их с населением, способствует вовлечению населения в реальное управление и самоуправление, способствует совершенствованию отдельных форм демократии. В этой связи необходимо отметить, что территориальное устройство государства отражает возможность граждан определять условия своего бытия.
В то же время стало очевидным, что устойчивый и постоянный экономический рост обеспечивают те страны, которые добились существенных успехов в деле ликвидации территориальных противоречий, что закладывает общую базу для равномерного социально-экономического развития страны (в территориальном разрезе) и больших возможностей в политике социальной справедливости. Это достаточно убедительно представлено материалами официальных докладов и отчетов международных организаций, в том числе институтов ООН, в документах и материалах Евросоюза, международных исследованиях[1].
Условия для развития гражданского общества тесно связаны с характером официальной политики государства в области безопасности. Эта политика может противодействовать развитию гражданского общества, воспринимая его как угрозу безопасности государства. Она может допускать и даже стимулировать его развитие, видеть в нем самостоятельный объект безопасности, равноценный государству, относиться к нему не как к конкуренту, но как к партнеру в деле обеспечения национальной безопасности, понимаемой как безопасность личности, общества и государства.
Это отчетливо проявляется в истории России. На протяжении долгого времени господствующие подходы к безопасности затрудняли формирование и развитие гражданского общества. Существование неподконтрольных государству и правящей партии общественных структур противоречило интересам тоталитарного государства, воспринималось как угроза его безопасности и, по сути, таковой и являлось.
Целью данной курсовой работы является исследование экономико-правовых основ обеспечения безопасности субъекта Федерации в моделях российской социально-экономической сферы.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
- Рассмотрены теоретические аспекты обеспечения экономико-правовой безопасности субъекта Федерации;
- Исследованы проблемы экономико-правовой безопасности субъекта РФ на примере Дальнего Востока.
Глава 1. Экономико-правовая безопасность субъекта Федерации в моделях развития российской социально-экономической сферы
1.1. Угрозы безопасности регионов РФ
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.[2]
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.