Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа неплатежеспособности предприятия
1.1. Основания для признания предприятия неплатежеспособным
1.2. Методика расчета показателей платежеспособности
1.3. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Пользователи экономической информацией
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «-»
2.1. Анализ финансового состояния ОАО «-» на 31.12.2013 года
2.2. Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «-»
Заключение
Список литературы
Российская экономика характеризовалась в последние годы некоторым оживлением – так было до наступления мирового финансового кризиса. Его влияние нельзя ни заметить – сокращается количество выдаваемых кредитов, повышается уровень безработицы, многие предприятия и организации находятся на грани банкротства. Высокий потенциал в развитии производства, который был у российских предприятий еще полтора – два года назад в настоящий момент сошел на «нет» - продукция многих из них сейчас не конкурентоспособна по сравнению с аналогичными товарами зарубежных представителей. Данную ситуацию сложно характеризовать как благополучную, или хотя бы удовлетворительную для развития бизнеса, но, тем не менее, многие предприниматели умудряются найти новые возможности для своих организаций – смена сферы деятельности, реорганизация, объединение нескольких мелких фирм и пр. И, конечно же, руководству для проведения грамотной политики по поддержанию, а в лучшем случае и улучшению, состояния предприятия требуется достоверная информация о текущем положении дел в организации, в частности о состоянии платежеспособности. В таком случае просто необходимо проведение анализа финансового состояния организации.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Основной задачей анализа финансового состояния предприятия является не только получение объективной картины о состоянии дел на предприятии и его месте на рынке, но и, что немаловажно рассмотрение через призму улучшения финансового положения факторов, вызвавших это положение. Первостепенное значение приобретает способность менеджера, специалиста по финансам проводить анализа активов и пассивов предприятия с помощью различных методик. К практике системы и методики национального анализа финансового состояния предприятия современный специалист должен уметь приобщить и лучшие методики из зарубежного опыта. Пользоваться результатами проведенного на предприятии анализа могут не только руководители и консультанты компании, но другие категории заинтересованных лиц – собственники, кредиторы, работники, налоговые органы и пр. Конечно, для каждой из категорий количество предоставляемой информации будет разным, к примеру если собственник может получить всю информацию о состоянии организации, то рядовой работник только, ту что касается непосредственно его интересов – уровень заработной платы, премий, компенсаций и пр.
Целью данной курсовой работы является анализ финансового состояния ОАО «-» и составление рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.
Задачи:
- Теоретическое изучение оснований для признания предприятия неплатежеспособным.
- Изучение методики расчета показателей платежеспособности.
- Теоретическое изучение основ финансового анализа как базы принятия управленческих решений.
- Изучение классификации групп пользователей экономической информацией.
- Анализ финансового состояния ОАО «-» на основании первичных документов.
- Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО «-».
Объектом исследования, проводимого в рамках данной курсовой работы, является коммерческая деятельность ОАО «-», предметом – финансовое состояние ОАО «-».
Глава 1. Теоретические аспекты анализа неплатежеспособности предприятия
1.1. Основания для признания предприятия неплатежеспособным
Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.
Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.
Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.
Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.
Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует о:
- необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;
- дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.
Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.
Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.
И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно? [16].
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой и хронической неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
- поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
- формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т.д.
Иными словами, неплатежеспособное предприятие является носителем финансового ущерба кредиторам, оказывает на них депрессирующее влияние путем изъятия их ресурсов [7].
Как правило, несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно и независимо друг от друга.
Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. Рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям.
В конечном счете неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:
- или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;
- или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.
Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как предприятия.
Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется банкротством предприятия.
Рассматривая дело о банкротстве, суд может и не объявлять предприятие банкротом, а пойти по пути попыток финансового оздоровления предприятия [3].
В настоящее время большинство предприятий России находятся в затруднительном финансовом состоянии. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течении трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности предприятия принимаются по признании неудовлетворительности структуры баланса.
Основная цель проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия – обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным в соответствии с системой критериев, утвержденных законодательством.
Основными источниками анализа являются форма №1 "Баланс предприятия", форма №2 "Отчет о прибылях и убытках".
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводится на основе показателей: коэффициента текущей ликвидности; коэффициента обеспеченности собственными средствами [14].
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является одно из следующих условий:
- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.