В курсовой работе исследуется тема: Изучение личности преступника для организации индивидуально-профилактической работы.
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень преступности постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные статистики.[1]
Рост преступности невозможно сократить, не принимая во внимание личность лиц, совершивших преступлении. Знание природы личности преступника может способствовать предупреждению преступности в стране. Знания о личности преступника оказывают влияние на организацию индивидуально-профилактической работы с ними.
Говоря о степени научной разработанности данной темы, можно охарактеризовать ее как недостаточную. Несмотря на то, что теме личности преступника и причинам преступного поведения уделено значительное внимание, в работах большинства авторов[2] она исследована лишь в общих чертах.
Некоторыми авторами, напротив, исследуются особенности лишь отдельных типов преступников.[3]
Объектом исследования являются общественные отношения, влияющие на личность преступника и формирование преступного поведения, а так же особенности личности преступника и их влияние на организацию индивидуально-профилактической работы.
Предметом исследования является личность преступника и причины преступного поведения.
Цель исследования – комплексный анализ личности лиц, совершивших преступление, причины преступного поведения, влияние личности преступника на организацию индивидуально-профилактической работы
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
- дать понятие личности преступника, показать объем и уровни ее изучения в криминологии;
- соотнести личность преступника и субъекта преступления;
- раскрыть структуру и основные характеристики личности преступника;
- показать биологическое и социальное в преступном поведении;
- выделить типологию и классификацию преступников, их практическое значение;
- отразить методы профилактики преступности и влияние личности преступника на профилактическую работу.
Структура исследования. Указанные цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Методы исследования: работа выполнена с помощью таких методов, как: диалектический, логический, формально-юридический, метод системного анализа и синтеза.
Глава 1. Понятие и основные черты личности преступника
1.1. Понятие и отличительные черты личности преступника
Существуют разные подходы к изучению личности преступника. Опираясь на понимание личности как социального качества человека, можно сказать, что личность преступника выражает своеобразие социального качества человека, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние.
При изучении личности преступника криминология активно использует достижения других наук, прежде всего социальных. Поэтому, пишет Л.М. Прозументов, необходимо хотя бы кратко остановиться на общем понятии личности.[4]
Понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются в художественной литературе, публицистической и даже научной как равнозначные. Между тем содержание этих понятий различное.
Понятием «человек» обозначается особый вид живого существа в единстве его биологической природы и социальной сущности. Под «индивидом» понимают отдельного представителя рода «человек». Понятие «личность» фиксирует социальные качества индивида.[5]
Личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Многогранность личности, различная природа составляющих ее свойств приводят к тому, что личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает личность на «фоне» своего предмета. Это означает, что каждая из наук изучает те стороны личности, которые составляют содержание ее предмета. Поэтому в каждой науке дается свое определение понятия «личность», включаются в него лишь те элементы социального качества личности, которые составляют предмет конкретной науки.
Криминология изучает личность преступника, т.е. лица, совершившего преступление.
Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления (указывают, кто может быть таковым), так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причины общественной опасности личности.
Общественная опасность личности выражает потенцию личности к преступному поведению, которая понимается как внутренняя возможность совершения при определенных условиях преступных деяний.
Психологическое изучение личности преступника имеет различные аспекты, определяемые правовым положением лица, совершившего преступление, и задачами правоохранительной деятельности. Преступник в соответствии со своим правовым положением изучается как субъект преступного деяния, посткриминального поведения, уголовного процесса, уголовно-исполнительных правоотношений, постпенитенциарного поведения, а также как объект исправления и профилактики.[6] Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление, соответствуют свой аспект и задачи психологического изучения его личности.
Изучение личности преступника как субъекта преступного поведения является центральным элементом. Задача его — познание той совокупности психологических свойств, которые определили субъективную необходимость и возможность совершения человеком уголовно наказуемых деяний. [7]
Так, под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
Криминология изучает личность преступника на индивидуальном, групповом и обобщенном уровнях.
Обобщенный (общее понятие личности преступника).
Групповой (различные категории и типы преступников).
Индивидуальный, здесь изучается конкретный субъект преступления.
На обобщенном уровне разрабатывается общее понятие личности преступника – как личности, виновно совершившей общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовного наказания. Общее понятие личности преступника характеризует все социально-психологические черты и признаки, связи и отношения свойственные всем преступникам.
На групповом уровне рассматриваются общие признаки и свойства, связи и отношения, присущие различным категориям и типам преступников (например, личность вора, убийцы, хулигана, грабителя, вымогателя и т.д.).
На индивидуальном уровне изучается конкретная личность, как лицо, виновно совершившее данное преступление. На этом уровне, имеется возможность влиять больше индивидуальных признаков личности преступника, разобраться в механизме совершения преступления.
При изучении личности преступника, считает Л.М. Прозументов, используются различные подходы.[8]
Философский подход позволяет подчеркнуть социальное качество такой личности, методологически правильно решить вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника.
Социологический подход позволяет установить социально-демографический портрет преступника и выяснить факторы, влияющие на формирование личности преступника на макроуровне.[9]
Психология позволяет установить особенности психики такой личности, а использование достижений социальной психологии помогает установить факторы, влияющие на формирование личности преступника и социальные позиции, которые объективно являются наиболее криминогенными.
Общепринятыми постулатами отечественная криминология, при рассмотрении личность преступника, считает то, что:
- Совокупность интегрированных в ней социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как: члена общества; члена социальных групп или иных общностей; носителя социально-типичных черт.
- Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания.
- Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.
- Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.
- Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.
- Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания.