Актуальность темы исследования определяется сохраняющейся в академической среде необходимостью комплексного политологического изучения особенностей взаимоотношения Российской Федерации с основными действующими лицами обновляющейся системы международных отношений в Европе, а также на всём трансатлантическом геополитическом пространстве.
На протяжении своей многовековой истории Россия как крупнейшее государство Евразии стремилась быть активным участником процессов, затрагивающих интересы всех европейских стран и народов. Продолжительные политические, экономические, культурные, человеческие связи всегда лежали в основе нашего понимания необходимости обеспечения общеевропейской безопасности и стабильности как залога благополучия самой России. Особенно важно такое понимание сегодня, когда Россия осознанно и твёрдо сделала выбор в пользу активной интеграции в мировое сообщество, о чём неоднократно заявляло высшее политическое руководство нашей страны.
В последнее время сотрудничество Российской Федерации как с общеевропейскими организациями, так и с отдельными европейскими странами, вышло на новый уровень и подкрепляется конкретными шагами во внутренней и внешней политике. Подтверждением этому служат проведение ставших в последние годы регулярными таких важных международных встреч, как саммиты Россия-ЕС и Россия-НАТО, сессии Совета государств Балтийского и Баренцева морей, ряд других многосторонних и двухсторонних встреч и переговоров, в том числе и на высшем уровне, в рамках ОБСЕ, Совета Европы, других континентальных форумов. Документы и решения, принятые в ходе этих встреч, позволили приступить к строительству качественно новой системы коллективной безопасности как в Европе, так и в мире в целом.
На рубеже XX-XXI веков Россия совместно со своими европейскими партнёрами, а также США решает задачу укрепления стратегической стабильности, адекватного ответа на новые вызовы и противостояния новым угрозам, формирования новых отношений и расширения сотрудничества по различным направлениям. Это, к примеру, нашло отражение в подписанных в мае 2002 года Декларации о новых стратегических отношениях России и США и Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), которые фактически начали обновлять фундамент глобальной системы поддержания стратегической стабильности в мире и, в то же время, подтвердили значимость договорной базы в области ядерного разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, формирование которой началось ещё в 70-х годах XX века.
Кроме того, сотрудничество России, США и стран-членов НАТО и Европейского Союза в рамках так называемой антитеррористической коалиции, совместное стремление защищать мир от угроз международного терроризма и экстремизма во многом способствовали улучшению характера не только двухсторонних отношений, но и взаимоотношений России и Запада в целом. При этом сам факт ведения переговоров по такой ключевой тематике, как ядерное разоружение, ещё раз продемонстрировал всему миру, что Россия, объединённая Европа и США действительно стремятся стать равноправными стратегическими партнёрами, осознающими свою ответственность за судьбы мира и его безопасность. Поэтому главы государств, политики, дипломаты и военные - члены делегаций, проводивших переговоры, стремились обеспечить максимальную и гарантированную безопасность своих государств, не ущемляя при этом интересов и приоритетов своих же союзников и партнёров, учитывая их мнения, пожелания и предложения.
В процессе этих переговоров начала, по сути, вырабатываться новая модель собственно переговорного процесса, которая может послужить примером и основой для формирования отношений России с другими государствами, в первую очередь - с европейскими. Эта модель не отягощена зашоренностью взглядов, взаимным недоверием и устаревшими подходами, но направлена исключительно на решение конкретных задач в установленные сроки.
Вместе с тем, 1 апреля и 1 мая 2004 года перед штаб-квартирой НАТО и главными зданиями органов Европейского Союза в Брюсселе соответственно под звуки гимна единой Европы были подняты государственные флаги новых стран-членов. К Организации Североатлантического договора присоединились Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В Европейский Союз вступили греческая часть Кипра, Мальта, Венгрия Словакия, Чехия, Словения, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Расширение НАТО, как известно, никогда не воспринималось Россией как позитивный и безопасный процесс. За расширением Евросоюза наша страна также наблюдает с внимательной осторожностью. Так или иначе, сейчас практически все государства, некогда участвовавшие в работе Совета экономической взаимопомощи и в Организации Варшавского договора (то есть состоявшие в так называемом «советском блоке»), а также три бывшие союзные республики СССР окончательно влились в интенсивный процесс многосторонней, многоуровневой и многоскоростной европейкой интеграции.
Поэтому актуальность темы исследования определяется не только чисто научно-теоретической, но и в известной степени практической значимостью затронутых в ней проблем.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной историографии можно выделить два основных подхода к изучению процессов европейской интеграции и места в них России. Первый подход рассматривает, прежде всего, экономические аспекты интеграции. Исходит он из того, что Европейские Сообщества сначала были сугубо экономическими объединениями, поэтому многие учёные (преимущественно старшего поколения), такие как Ю.А. Борко, В.Г. Шемятенков, М.М. Максимова, М.М. Наринский, Ю.П. Давыдов, Ю.В. Шишков, И.Д. Иванов, Б.С. Орлов, С.В. Валдайцев, Л.И. Глухарев, М.Д. Диманис, С.М. Хенкин, Б.М. Пичугин, Б.Н. Топорнин, В.Н. Шенаев, В.В. Журкин, В.П. Шмелёв и др., свои исследования проводят на основе экономических показателей. Работы этих авторов внесли неоценимый вклад в изучение темы и объяснение экономической базы интеграции. Особое внимание они также уделяют принципу зависимости всего интеграционного процесса от структурно-функциональных изменений в мировой экономике.
Второе направление поддерживается в большинстве молодыми учёными, сформировавшимися уже в постсоветский период, получавшими образование и стажировавшимися, в том числе, за рубежом, и рассматривающими процессы европейской интеграции уже не столько с точки зрения экономических, сколько политических, военных, правовых, культурных и социальных процессов. К исследователям этого направления можно отнести И.М. Бусыгину, О.В. Буторину, С.В. Быховского, М.В. Каргалову, Н.М. Кузнецова, Б.В. Кузнецова, Л.А. Карабешкина, О.Ю. Потёмкину, А.И. Тэвдой-Бурмули, М.В. Стрежневу, В.П. Любина, М.Ю. Медведкова, Н.Ю. Кавешникова, Г.В. Каменскую, А.Г. Браницкого, Т.В. Белякову, Р.В. Бугрова, Р.В. Кабешева.
Наиболее известными и признанными в России и за рубежом исследовательскими институтами, изучающими европейские проблемы являются Институт Европы РАН, ИНИОН РАН, ИМЭМО РАН, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, РГПУ им. Герцена, МГИМО (У) и Дипломатическая академия МИД России и ряд других, в том числе региональных вузов. Особый интерес для автора представляли доклады ИЕ РАН, в которых целенаправленно на протяжении последних лет рассматривались различные аспекты интеграции. При нём же работает Ассоциация Европейских исследований, которая объединяет усилия столичных и провинциальных научных центров, таких как, например, Санкт-Петербургский Центр интеграционных исследований и проектов, Институт стратегических исследований ННГУ им. Лобачевского, и других.
Целью данной работы является исследование проблем и перспектив эволюции деятельности НАТО в современном мире.
Предметом исследования выступает влияние системы органов Северо-Атлантического Альянса на национальную безопасность РФ.
Объектом исследования выступают взаимоотношения в системе Россия – НАТО.
Глава 1. Эволюция организационной структуры и военно-политической концепции НАТО
Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания два раза в год под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет также проводит свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и сессии на уровне министров иностранных дел. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.
Высшим военно-политическим органом организации блока с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.
К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.
Официальные языки НАТО - английский и французский.
Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство во имя мира». Среди участников программы: Албания, Азербайджан, Армения, Австрия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция, Швейцария.
Партнёрские отношения России и НАТО сохраняются, несмотря на значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением Альянса на Восток и военной деятельностью НАТО в регионах вооружённых конфликтов. В числе наиболее приоритетных проектов взаимодействия России с НАТО следует назвать создание, в соответствии с решениями Римской встречи России и НАТО в мае 2002 года, Совета «Россия - НАТО». Деятельность данного Совета позволила более полно отработать систему связи и консультаций между Россией и НАТО в кризисных ситуациях и порядок формирования совместных воинских контингентов в зонах конфликтов.
НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.
Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.
Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.
Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.
Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.
Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.
Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.
Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО
Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.
Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.