Введение
Глава 1. Асимметрия информации как экономическая категория
1.1. Сущность асимметрии информации
1.2. Причины, вызывающие асимметрию информации
Глава 2. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации
2.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке
2.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики
Заключение
Список использованной литературы
На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к общественной эффективности. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведет к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.
На протяжении ХХ в. всё более становилось очевидным, что указанное методологическое допущение уже не отвечает экономическим реалиям, что необходимо теоретически осмыслить новые исторические условия и уточнить роль информации в современной рыночной системе хозяйствования.
В конце ХХ века на базе информационных и коммуникационных технологий сформировалась глобальная информационная среда экономической деятельности. На место «обладающего полной информацией» субъекта рынка приходит экономический агент, непрерывно собирающий, изучающий и анализирующий все возрастающие потоки экономической информации. В этих условиях появляются субъекты рынка, обладающие разной степенью информации об изменяющихся экономических процессах, или асимметричной информацией.
Асимметрия информации приводит к неэффективному функционированию рынков, неопределенности и рискам, ограничению конкуренции, не взаимовыгодным рыночным сделкам и пр.
В этой связи исследование причин возникновения асимметрии информации в современной рыночной экономике представляется актуальным.
Еще в XIX веке проблема неопределенности экономических процессов в товарном производстве привлекала внимание ученых. Отдельные аспекты асимметрии информации (без употребления самого термина) нашли отражение в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, но не получили глубокого анализа и последующего развития. В дальнейшем проблема неопределенности и риска была поставлена и развита в работах В. Викри, Р. Говарда, П. Хаммонда, Г. Шекла, Ф. Найта[1] и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме были посвящены работы В.И. Авдийского, Д. С. Диева, В. М. Гранатурова, В. Гейзенберга, В.Ф. Капустина, А. В. Клочковой[2], К. Маладиева, Л. Миротина, А.А. Сергеева, Г.Н. Солнцевой, Ю.В. Солнышкова, И.Р. Трухаева и др.
Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределенности и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа[3], С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера[4], К. Дж. Эрроу и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой, О.Н. Антипиной[5], Н.И. Ведерниковой, Р. М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др.
Объектом исследования являются процессы асимметрии информации, присущие российской экономике.
Предметом исследования являются особенности возникновения асимметрии информации в российской экономике.
Целью курсовой работы является изучение особенностей асимметрии информации в принятии решений в российской экономике.
Раскрытие данной цели предполагается через решение ряда задач:
- уточнить сущность, асимметрии информации и роль в современной рыночной экономике;
- выявить причины, вызывающие асимметрию информации;
- охарактеризовать причины, обуславливающие асимметрию информации на российском рынке;
- показать способы снижения информационной асимметрии (или влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики).
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Для написания курсовой работы использовались специальная, учебно-методическая литература и периодика.
Глава 1. Асимметрия информации как экономическая категория
1.1. Сущность асимметрии информации
Становление информационной экономики во второй ХХ века является закономерным результатом НТП. Появление и развитие электроники, телемеханики, радио- и микропроцессорной техники, автоматизированных и информационных систем управления, единой информационной сети привело к становлению нового технологического способа производства – информационного и новых моментов в форме организации экономики.
Информационной экономикой называют такое хозяйство, в котором производство, обработка, распределение и потребление информации являются доминирующими процессами по сравнению с производством материальных благ. Создание и использование информации в этой экономике направлено на повышение эффективности производства[6]. Информация рассматривается как главный экономический ресурс, решающий фактор производства и потенциальный источник богатства.
В современной научной литературе понятие информация определяется как: знания, переданные кем-то другим или собранные путем собственного исследования или изучения (Ф. Махлуп); «содержание, полученное из внешнего мира» (Н. Винер); отражение свойств материи (А. Урсул); мера изменений, протекающих в мире процессов (Р. Абдеев); сведения об изменениях (Р. Нельсон, С. Уинтер); количественная мера устранения неопределённости, мера организации системы (Современный словарь иностранных слов); мера снижения неопределённости знания об интересующем получателя объекте (Е. Майминас[7]); сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; знания о явлении или процессе, переданные кем-то другим или приобретённые путем собственного исследования.
На основе анализа современных концепций информации можно утверждать, что понятие «информация» включает как внешние признаки явления, так и его существенные черты и закономерности развития. Информация, с одной стороны, отражает свойства и характеристики элементов окружающего мира, с другой, является всеобщим свойством материи и может иметь множество материальных и нематериальных носителей. Информация характеризует совокупность свойств явления или процесса на уровне единичного, особенного и всеобщего.
В настоящее время в литературе не всегда четко проводится разграничение понятий информация и знание. Общество в своей деятельности сохраняет и накапливает информацию на уровне всеобщего, т.е. знания о существенных чертах явления, его причинно-следственных связях, тенденциях, закономерностях, законах и формах его развития. Познавая закономерности развития явлений реального мира, индивидуум снижает неопределенность информации, что дает возможность принимать рациональные решения. Тенденции и закономерности развития явлений имеют количественную определенность. Поэтому информация определяется и как количественная мера устранения неопределенности. При таком подходе всегда существует асимметрия между случайным и необходимым в явлении, относительной и абсолютной истиной.
Процесс познания не является прямолинейным и абсолютным, равномерным и всеобщим, вследствие чего появляется асимметрия информации, как разная степень неопределенности (неизведанности) свойств явления, тенденций, законов его развития и количественная дифференцированность информации у субъектов.
Асимметрия информации, тем самым, это разная степень обладания информацией об изучаемом предмете, явлении или процессе, причинно-следственных связях, закономерностях и формах их развития. Асимметрия информации может наблюдаться в отношениях между индивидами, а также между социальными группами, классами. В рыночной экономике асимметрия информации проявляется как асимметрия информации между агентами рынка, или хозяйствующими субъектами.
Понятие «асимметрия информации» появилось как противоположность понятию «симметрия информации», под которой понимается наличие полной информации у индивида об изучаемом предмете или явлении. Асимметрию информации обычно трактуют как положение, при котором одна часть участников рыночной сделки обладает достоверной информацией, а другая нет, или располагает в меньшей степени[8].
Таким образом, асимметрия информации существует независимо от равномерного или неравномерного распределения информации между индивидами, а также от ее достоверности. Информация является отражением свойств отдельных элементов и системы в целом, без которой последняя не может существовать как система, а ее элементы, составные части должны обмениваться информацией между собой и другими системами.
Симметричное или асимметричное развитие материального мира обусловливает сущность и характер информации о происходящих процессах. Из этого можно сделать вывод, что асимметрия информации вытекает и из асимметрии развития материального мира. Обладание информацией не устраняет асимметрию его развития и асимметрию самой информации.