Курсовая работа|Микроэкономика

Роль асимметрии информации в принятии экономических решений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Асимметрия информации как экономическая категория

1.1. Сущность асимметрии информации

1.2. Причины, вызывающие асимметрию информации

Глава 2. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации 

2.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке  

2.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики

Заключение

Список использованной литературы

На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к общественной эффективности. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведет к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.

На протяжении ХХ в. всё более становилось очевидным, что указанное методологическое допущение уже не отвечает экономическим реалиям, что необходимо теоретически осмыслить новые исторические условия и уточнить роль информации в современной рыночной системе хозяйствования.

В конце ХХ века на базе информационных и коммуникационных технологий сформировалась глобальная информационная среда экономической деятельности. На место «обладающего полной информацией» субъекта рынка приходит экономический агент, непрерывно собирающий, изучающий и анализирующий все возрастающие потоки экономической информации. В этих условиях появляются субъекты рынка, обладающие разной степенью информации об изменяющихся экономических процессах, или асимметричной информацией.

Асимметрия информации приводит к неэффективному функционированию рынков, неопределенности и рискам, ограничению конкуренции, не взаимовыгодным рыночным сделкам и пр.

В этой связи исследование причин возникновения асимметрии информации в современной рыночной экономике представляется актуальным.

Еще в XIX веке проблема неопределенности экономических процессов в товарном производстве привлекала внимание ученых. Отдельные аспекты асимметрии информации (без употребления самого термина) нашли отражение в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, но не получили глубокого анализа и последующего развития. В дальнейшем проблема неопределенности и риска была поставлена и развита в работах В. Викри, Р. Говарда, П. Хаммонда, Г. Шекла, Ф. Найта[1] и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме были посвящены работы В.И. Авдийского, Д. С. Диева, В. М. Гранатурова, В. Гейзенберга, В.Ф. Капустина, А. В. Клочковой[2], К. Маладиева, Л. Миротина, А.А. Сергеева, Г.Н. Солнцевой, Ю.В. Солнышкова, И.Р. Трухаева и др.

Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределенности и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа[3], С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера[4], К. Дж. Эрроу и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой, О.Н. Антипиной[5], Н.И. Ведерниковой, Р. М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др.

Объектом исследования являются процессы асимметрии информации, присущие российской экономике.

Предметом исследования являются особенности возникновения асимметрии информации в российской экономике.

Целью курсовой работы является изучение особенностей асимметрии информации в принятии решений в российской экономике.

Раскрытие данной цели предполагается через решение ряда задач:

  • уточнить сущность, асимметрии информации и роль в современной рыночной экономике;
  • выявить причины, вызывающие асимметрию информации;
  • охарактеризовать причины, обуславливающие асимметрию информации на российском рынке;
  • показать способы снижения информационной асимметрии (или влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики).

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы использовались специальная, учебно-методическая литература и периодика.

 

Глава 1. Асимметрия информации как экономическая категория

1.1. Сущность асимметрии информации

Становление информационной экономики во второй ХХ века является закономерным результатом НТП. Появление и развитие электроники, телемеханики, радио- и микропроцессорной техники, автоматизированных и информационных систем управления, единой информационной сети привело к становлению нового технологического способа производства – информационного и новых моментов в форме организации экономики.

Информационной экономикой называют такое хозяйство, в котором производство, обработка, распределение и потребление информации являются доминирующими процессами по сравнению с производством материальных благ. Создание и использование информации в этой экономике направлено на повышение эффективности производства[6]. Информация рассматривается как главный экономический ресурс, решающий фактор производства и потенциальный источник богатства.

В современной научной литературе понятие информация определяется как: знания, переданные кем-то другим или собранные путем собственного исследования или изучения (Ф. Махлуп); «содержание, полученное из внешнего мира» (Н. Винер); отражение свойств материи (А. Урсул); мера изменений, протекающих в мире процессов (Р. Абдеев); сведения об изменениях (Р. Нельсон, С. Уинтер); количественная мера устранения неопределённости, мера организации системы (Современный словарь иностранных слов); мера снижения неопределённости знания об интересующем получателя объекте (Е. Майминас[7]); сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; знания о явлении или процессе, переданные кем-то другим или приобретённые путем собственного исследования.

На основе анализа современных концепций информации можно утверждать, что понятие «информация» включает как внешние признаки явления, так и его существенные черты и закономерности развития. Информация, с одной стороны, отражает свойства и характеристики элементов окружающего мира, с другой, является всеобщим свойством материи и может иметь множество материальных и нематериальных носителей. Информация характеризует совокупность свойств явления или процесса на уровне единичного, особенного и всеобщего.

В настоящее время в литературе не всегда четко проводится разграничение понятий информация и знание. Общество в своей деятельности сохраняет и накапливает информацию на уровне всеобщего, т.е. знания о существенных чертах явления, его причинно-следственных связях, тенденциях, закономерностях, законах и формах его развития. Познавая закономерности развития явлений реального мира, индивидуум снижает неопределенность информации, что дает возможность принимать рациональные решения. Тенденции и закономерности развития явлений имеют количественную определенность. Поэтому информация определяется и как количественная мера устранения неопределенности. При таком подходе всегда существует асимметрия между случайным и необходимым в явлении, относительной и абсолютной истиной.

Процесс познания не является прямолинейным и абсолютным, равномерным и всеобщим, вследствие чего появляется асимметрия информации, как разная степень неопределенности (неизведанности) свойств явления, тенденций, законов его развития и количественная дифференцированность информации у субъектов.

Асимметрия информации, тем самым, это разная степень обладания информацией об изучаемом предмете, явлении или процессе, причинно-следственных связях, закономерностях и формах их развития. Асимметрия информации может наблюдаться в отношениях между индивидами, а также между социальными группами, классами. В рыночной экономике асимметрия информации проявляется как асимметрия информации между агентами рынка, или хозяйствующими субъектами.

Понятие «асимметрия информации» появилось как противоположность понятию «симметрия информации», под которой понимается наличие полной информации у индивида об изучаемом предмете или явлении. Асимметрию информации обычно трактуют как положение, при котором одна часть участников рыночной сделки обладает достоверной информацией, а другая нет, или располагает в меньшей степени[8].

Таким образом, асимметрия информации существует независимо от равномерного или неравномерного распределения информации между индивидами, а также от ее достоверности. Информация является отражением свойств отдельных элементов и системы в целом, без которой последняя не может существовать как система, а ее элементы, составные части должны обмениваться информацией между собой и другими системами.

Симметричное или асимметричное развитие материального мира обусловливает сущность и характер информации о происходящих процессах. Из этого можно сделать вывод, что асимметрия информации вытекает и из асимметрии развития материального мира. Обладание информацией не устраняет асимметрию его развития и асимметрию самой информации.

  1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 2005, вып.5, С. 99;
  2. Антипина О.Н. Асимметрия информации. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 2006, №2, С. 125;
  3. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. // Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб. 2005;
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2005;
  5. Клочкова А.В. Теория рисков и неопределенности. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005;
  6. Красильников О.Ю. Региональная асимметрия структурных сдвигов в экономике. // Общество и экономика. 2001. №2. С. 155;
  7. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 2002;
  8. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории. // Вопросы экономики. 2006. №11;
  9. Найт Ф. Риск, неопределённость и прибыль. – М.: Дело, 2006;
  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. Изд. 2-ое, изм. – М.: Изд-во «Норма», 2005;
  11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. Сокращенный перевод с английского – М.: «Экономика» «Дело», 2005;
  12. Петрова Е.А. Современный информационный рынок. – М.: Гелиос АРВ, 2004;
  13. Полищук Л.И. Микроэкономическая теория: проблемы асимметричной информации и общественных благ. – М.: Российская экономическая школа, 2003;
  14. Стиглер Дж. Экономическая теория информации//Теория фирмы/Вехи экономической мысли. Т.2. – СПб.: Экономическая школа, 2007;
  15. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 2005;
  16. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006;
  17. Федорищев Д.В. Асимметрия развития экономической системы. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2007.
  18. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003;
  19. Фридмен М. Основы монетаризма. – М.: ТЕИС, 2004;
  20. Финансы России, 2005: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2005. – 638с.
  21. Финансы России, 2006: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2006. – 638с.
  22. Финансы России, 2007: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2007. – 638с.
  23. Финансы России, 2008: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2008. – 638с.
  24. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2009.
  25. Пути преодоления кризиса платежной системы в России / Финансы №6, 2009 г.
  26. Касселъ Г. Инфляция и валютный курс. М., 2010 г.
  27. Общая теория денег и кредита / Под общ. ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010 г.
  28. Стратегия развития платежной системы России / Деньги и кредит, №6, 2011 г.
  29. Официальный сайт Банка России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cbr.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Микроэкономика
2015 год 31 стр.
Курсовая работа на тему: «Общественные блага»
Telesammit
Курсовая работа Микроэкономика
2017 год 32 стр.
Курсовая Предложение и цена. Функция предложения
Telesammit
Курсовая работа Микроэкономика
2014 год 29 стр.
Курсовая Экономический кризис: причины, виды, пути преодоления
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское