Введение
Глава 1. Понятие рынка
1.1. Функции рынка. Роль рынка в процессе общественного воспроизводства
1.2. Типологии рынка
Глава 2. Поведение участников на рынке
2.1. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
2.2. Потребители и их поведение в рыночной экономике
2.3. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
2.4. Государство и его роль в системе рыночного хозяйства
Заключение
Список литературы
Прежде всего, следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства или, по словам Н.Бухарина, обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана всеми теми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: общественное разделение труда, полиморфизм собственности, характер труда, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли, выхода на мировое экономическое пространство.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей:
- натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
- товарные связи, осуществляемые посредством рынка[1].
Характерными чертами последнего являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствует о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой роли экономических интересов как движущей силы экономического развития.
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка как способа (или формы) организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов, основанного на принципах свободной купли-продажи и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Таким образом, современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников[2].
Цель данной работы: Рассмотреть поведение участников рыночных отношений.
Задачи:
- Изучить функции рынка. Роль рынка в процессе общественного воспроизводства.
- Рассмотреть типологии рынка.
- Проанализировать общую характеристику субъектной структуры рыночного хозяйства.
- Рассмотреть поведение в рыночной экономике потребителей.
- Изучить понятие предприятия (фирмы), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике.
- Проанализировать роль государства в системе рыночного хозяйства.
- Сделать выводы.
1. Понятие рынка
1.1. Функции рынка. Роль рынка в процессе общественного воспроизводства
Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях.
К числу важнейших функций относятся:
- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
- стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли;
- регулирующая функция предполагает обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;
- функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным «эталоном» при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара;
- функция демократизации хозяйственной деятельности состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей-конкурентов[3].
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятие «функции» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
- выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных «первичных» связей;
- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
- «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.