Реферат|Искусство

Этапы развития искусства эпохи возрождения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 19

Введение                                                                                                                 

  1. Понятие Возрождения в историографии 
  2. Этапы искусства Возрождения и их содержание в отечественной науке 

Выводы                                                                                                                  

Список сносок                                                                                                       

Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры.

Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение.

Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях философии, точных наук и анатомии того времени. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы, получил развитие тип светского здания - палаццо (дворец). Возрождение  в разных странах имело особенности, зависевшие от степени развития общества. Культура Возрождения возникла в Италии, где на рубеже XIII - XIV веков она была сконцентрирована в творческих открытиях самых ярких ее представителей:  поэта Алигьери Данте (1265-1321), художника Джотто ди Бондоне (1267-1337); затем в XIV - XV веках - писателя Джованни Боккаччо (1313-1375), поэта Франческо Петрарки (1304-1374), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульпторов Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) (1435-1488), живописцев Мазаччо, Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506).

В XVI веке в творчестве великих художников Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Рафаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициана (1477-1576) реалистические тенденции искусства Возрождения нашли своё наиболее яркое выражение. 

 

  1. Понятие Возрождения в историографии

Качественно новые социально-экономические изменения, зарождение капиталистических отношений, политические события XIV - XVI веков, происходившие в европейских странах не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли Италии того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках, а в XV - XVI веках – изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для  распространения  литературных и научных произведений, а возрастающее общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Считается, что термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XV веке. Однако документально он был зафиксирован лишь Джорджо Вазари (1511 -1574) – первым историографом итальянского искусства, автором известных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), писавшим о «возрождении» искусства (Rinascimento) Италии.

Это понятие возникло на основе широко распространенного в то  время  представления, согласно которому эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей  цивилизации и  классической культуры. Некоторые историки и политики (Вазари, Макиавелли, Гвиччардини и др.) полагали, что искусство конца XV – начала XVI веков, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось к новой жизни в их время.

Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько сам момент возникновения нового искусства (momento di origine or generazione dell’arte nuovo), который обычно приурочивался к началу XVI века.  Лишь позднее это понятие получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии,  а затем и  в  других странах сформировалась  и  расцвела оппозиционная феодализму культура.

Понятие «Возрождение» относится к числу сравнительно молодых историко-культурных понятий. В научную терминологию в середине XIX века его ввел французский историк Жюль Мишле (1798 - 1874) [1]. Он не был его изобретателем, это понятие упот­реблялось и раньше, но в нем сохранялся оттенок своего рода метафоричности. В нем не было научной обязательности - скажем, Жермена де Сталь (1766 - 1817) его знала и использовала [2]; Т.Н. Грановский (1813 - 1855), известный русский историк, писал только о «торжественной и радостной эпохе», «о великом движении, происходившем в сфере науки в Италии» [3].

П.Н. Кудрявцев (1816 - 1858) в лекциях, прочитанных  в 1848 году, уже использовал слово «Возрождение» и говорил об «особенной эпохе, известной под именем Ренессанса» [4].

После Ж. Мишле и особенно после Якоба Буркхардта (1818 - 1897) [5] слово «Возрождение» становится термином, обозначающим название самостоятельного периода европейской истории. «Отныне за Возрождением признается заслуга не только в подъеме искусств, но и в «открытии мира и человека» – мира как сферы приложения человеческой воли и разума, человека как самодовлеющей и самодостаточной личности» [6].

Общей проблемой, которую приходится решать всем исследователям  культуры Возрождения  является проблема исторических границ рассматриваемой эпохи.

  1. См. Michelet J. Histoire de France. Paris, 1833-1867, t. VI, La Renaissance; Февр Л. Как Жюль Мишле открыл Возрождение//Февр Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1991. - С. 377-387: Ле Гофф. Средние века//Ле Гофф Ж. Другое средневековье. – Екатеринбург, 2000. – С. 13-35.
  2. Сталь Ж. Литература, рассмотренная в связи с общественными установлениями. – М.: Искусство, 1989. - 475 с.
  3. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. Под ред. С.А. Асиновской, Е.В. Гутновой. - М.: Наука, 1986. - С. 9-55.
  4. Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное.  – М.: Наука, 1991. - С. 15.
  5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М.: Интрада, 1996. - 523 c.
  6. Андреев М.Л. Культура Возрождения//История мировой культуры. – М.: Искусство, 1998. - Т. 2. - С. 320.
  7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. - 623 с.
  8. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс: Теоретические проблемы //Методологические проблемы гуманитарных наук. – М., 1987. - С. 73-140.
  9. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л.: Наука, 1979. - 493 с.
  10. Андреев М.Л. Указ. произв. – С. 332.
  11. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. - Т. 1. – С. 8.
  12. См. Лазарев В.Н. Указ. произв.; Ролова А.Д. Экономический строй Флоренции во 2-й половине ХV и в ХVI веков //Средние века. – М., 1956. Вып. 8. -  С. 217-238.
  13. См. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - Т. 1. - 618 с.; Петров М.Т. Микеланджело и итальянское общество XVI века: Автореф… дисс. докт. ист. наук. – Л., 1983. - 17 с.
  14. Андреев М.Л. Указ. произ. – С. 332.
  15. Горфункель А.Х. «Молот ведьм» – средневековье или Возрождение //Культура Возрождения и общество. – М.: Наука, 1996. - С. 44-68.
  16. Романчук А.В. Критика церкви и папства в «Мемориале» 1435 г. Леонардо Терунды//Культура эпохи Возрождения. - Л., 1986. - С. 111.
  17. Макиавелли Н. История Флоренции. – Л.: Наука, 1987. - 448 с.
  18. Гвиччардини Ф. История Флоренции / Сочинения великих итальянцев XVI в. Сост., вступ. ст., коммент. Л. М. Брагиной. Пер. с итал. Н. П. Подземской. – СПб.: Алетейя, 2002.- С. 72 - 140.
  19. Андреев М.Л. Указ. произв. – С. 334.
  20. См. Вазари Дж. Избранные жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Пер. с итал. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского - М.: Астрель, АСТ, 2001. – 732 с.; Питти Б. Хроника. Пер. с итал. З.В. Гуковской. – Л.: Наука, 1972. - 248 с.; Виллани Дж. Новая хроника, или история Флоренции. Пер. с итал. М.А. Юсима. – М.: Наука, 1997. – 551 с.; Челлини Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. Пер. с итал. М. Лозинского, - М.: Гостлитиздат 1958. - 543 с.
  21. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб.: «Мифрил» 1996. - С. 181.
  22. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. – М.: Алгоритм, 1997. - 525 с.
  23. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. – М.: Раритет, 1991. –  Т. 2. - 451 с.
  24. Булгаков С.Н. Сочинения. - М.: Наука, 1993. - Т. 2. – С. 631.
  25. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – С. 346.
  26. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1976. - С. 10.
  27. Лосев А.Ф. Указ. произв.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Искусство
2013 год 23 стр.
Реферат Искусство Петровской эпохи
Реферат Искусство
2016 год 18 стр.
История развития городского пейзажа
Реферат Искусство
2023 год 19 стр.
Роль искусства в жизни современного общества

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское