Введение
- Понятие Возрождения в историографии
- Этапы искусства Возрождения и их содержание в отечественной науке
Выводы
Список сносок
Реферат|Искусство
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 19
Введение
Выводы
Список сносок
Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры.
Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение.
Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях философии, точных наук и анатомии того времени. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы, получил развитие тип светского здания - палаццо (дворец). Возрождение в разных странах имело особенности, зависевшие от степени развития общества. Культура Возрождения возникла в Италии, где на рубеже XIII - XIV веков она была сконцентрирована в творческих открытиях самых ярких ее представителей: поэта Алигьери Данте (1265-1321), художника Джотто ди Бондоне (1267-1337); затем в XIV - XV веках - писателя Джованни Боккаччо (1313-1375), поэта Франческо Петрарки (1304-1374), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульпторов Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) (1435-1488), живописцев Мазаччо, Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506).
В XVI веке в творчестве великих художников Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Рафаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициана (1477-1576) реалистические тенденции искусства Возрождения нашли своё наиболее яркое выражение.
Качественно новые социально-экономические изменения, зарождение капиталистических отношений, политические события XIV - XVI веков, происходившие в европейских странах не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли Италии того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках, а в XV - XVI веках – изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а возрастающее общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Считается, что термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XV веке. Однако документально он был зафиксирован лишь Джорджо Вазари (1511 -1574) – первым историографом итальянского искусства, автором известных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), писавшим о «возрождении» искусства (Rinascimento) Италии.
Это понятие возникло на основе широко распространенного в то время представления, согласно которому эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации и классической культуры. Некоторые историки и политики (Вазари, Макиавелли, Гвиччардини и др.) полагали, что искусство конца XV – начала XVI веков, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось к новой жизни в их время.
Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько сам момент возникновения нового искусства (momento di origine or generazione dell’arte nuovo), который обычно приурочивался к началу XVI века. Лишь позднее это понятие получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
Понятие «Возрождение» относится к числу сравнительно молодых историко-культурных понятий. В научную терминологию в середине XIX века его ввел французский историк Жюль Мишле (1798 - 1874) [1]. Он не был его изобретателем, это понятие употреблялось и раньше, но в нем сохранялся оттенок своего рода метафоричности. В нем не было научной обязательности - скажем, Жермена де Сталь (1766 - 1817) его знала и использовала [2]; Т.Н. Грановский (1813 - 1855), известный русский историк, писал только о «торжественной и радостной эпохе», «о великом движении, происходившем в сфере науки в Италии» [3].
П.Н. Кудрявцев (1816 - 1858) в лекциях, прочитанных в 1848 году, уже использовал слово «Возрождение» и говорил об «особенной эпохе, известной под именем Ренессанса» [4].
После Ж. Мишле и особенно после Якоба Буркхардта (1818 - 1897) [5] слово «Возрождение» становится термином, обозначающим название самостоятельного периода европейской истории. «Отныне за Возрождением признается заслуга не только в подъеме искусств, но и в «открытии мира и человека» – мира как сферы приложения человеческой воли и разума, человека как самодовлеющей и самодостаточной личности» [6].
Общей проблемой, которую приходится решать всем исследователям культуры Возрождения является проблема исторических границ рассматриваемой эпохи.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!