Государственная регистрация юридических лиц в современном ее понимании существует в России сравнительно недолго. До 1990 г. регистрация юридических лиц на уровне законодательных актов не регулировалась. Изменение социально-экономической ситуации и проводимые в стране экономические реформы в 90-е гг. XX века привели к формированию этого правового института.
Увеличение нагрузки на судебную систему вызывает необходимость активного поиска путей для ее снижения, развития других форм гражданской юрисдикции, которые осуществляются как в рамках органов исполнительной власти, так и в частно-правовой сфере. В настоящее время значительно расширяется сфера деятельности органов бесспорной юрисдикции, создаваемых в рамках системы исполнительной власти. К ней, в частности, может быть отнесена и государственная регистрация юридических лиц. Такая тенденция, в целом, может быть оценена достаточно позитивно, поскольку выводит на более высокий уровень фиксацию прав и фактов бесспорного характера. В связи с этим, рассмотрение проблем государственной регистрации юридических лиц, в том числе и в процессуальном аспекте, представляется актуальным.
Необходимость изучения института государственной регистрации юридических лиц связана с существованием пробелов и противоречий в правовом регулировании государственной регистрации юридических лиц, несмотря на принятие в 1994 г. Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ), Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2] (далее - Закон о регистрации) и других нормативных актов (Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»[3], постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»[4], постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[5] и т.д.).
В связи с этим необходимо определить сущность государственной регистрации юридических лиц, роль и место государственных органов в системе исполнительной власти, на которые действующим законодательством возлагаются функции, права и ответственность в данной области.
Важность темы определяется необходимостью поиска оптимальной модели взаимодействия государственной власти и юридических лиц, обеспечивающей баланс интересов между личностью, с одной стороны, и государством - с другой. В российской действительности наличие значительного количества императивных норм в правовом регулировании регистрации юридических лиц обусловливает чрезмерное, на наш взгляд, вмешательство в нее государственных органов.
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в сфере регистрации юридических лиц, и изучение результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти позволяют сделать вывод о том, что действующий в данной сфере механизм требует совершенствования.
С одной стороны, отсутствие целостной концепции правового регулирования приводит к незаконному вмешательству со стороны специалистов регистрирующих органов в регистрационный процесс, создает административные барьеры в виде дополнительных согласований, оплат и т.п.
С другой стороны, он недостаточно эффективен в части регламентации отдельных моментов завершающего этапа государственной регистрации юридического лица.
В юридической литературе недостаточно подробно проанализированы роль и место института регистрации в системе административного и гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства.
Государственная регистрация юридических лиц должна выступать определенным способом обеспечения баланса частных и публичных интересов. Очевидно, что без государственной регистрации юридических лиц невозможно создание легитимных форм осуществления деятельности. Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц должна контролировать законность их создания, ограничивать негативные проявления в этой области.
Развитие и определение правовых основ государственной регистрации юридических лиц позволит обеспечить должный уровень нормирования общественных отношений в этой сфере.
В недостаточной мере разработана и теоретическая база регистрации юридических лиц. В юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института регистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву. Мало изучены вопросы о процедуре регистрации, о структуре и взаимосвязи органов, ее осуществляющих, об ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере и др.
Изложенное подтверждает, что назрела объективная необходимость в проведении научного анализа указанных проблем в целях совершенствования института государственной регистрации юридических лиц.
Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие по поводу государственной регистрации юридических лиц.
Предмет исследования – понятие и правовая природа государственной регистрации юридических лиц.
Цель работы заключается в проведении исследования института государственной регистрации юридических лиц с целью выявления проблем правового регулирования и разработки путей их решения.
Нормативная база исследования состоит из норм российского гражданского законодательство, регулирующего институт государственной регистрации юридических лиц.
Эмпирическая основа исследования сложилась за счет материалов практики судов.
Теоретическую базу исследования составили труды таких цивилистов, как: В.В. Залесский, П.В. Крашенинников, П.В. Матвеенко, Д.И. Мейер, Б.П. Носков, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Я.Е. Парций, А.В. Чуряев, А.М Эрделевский и других.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом, в связи с государственной регистрацией предприятий)[6].
Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием его существования как такового[7].
Закон о регистрации основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Некоторые чиновники настолько «увлекались» контролированием, что проникали даже в сферу интеллектуальной собственности: один из филиалов Московской регистрационной палаты для того, чтобы юридическое лицо могло использовать в своей круглой печати графическое изображение или символику, требовал представить свидетельство о регистрации товарного знака, содержащего соответствующее изображение[8].
В основе Закона о регистрации заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством); проведением налогообложения; а также получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах[9].
Статья 1 Закона о регистрации содержит определение государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Из данного определения можно выделить следующие три признака.
Первый - это государственный акт, осуществляемый уполномоченными на то органами.
Второй - это акт, который имеет правообразующее значение. Для организации с его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица.
Третий - это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях третьими лицами.
Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Признаками государственной регистрации выступает то, что это государственный акт, осуществляемый уполномоченными на то органами, это акт, который имеет правообразующее значение, это акт публичный.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон о регистрации, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данная государственная регистрация включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Реестр открыт для всеобщего ознакомления.
Наряду со ст. 51 ГК РФ содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость осуществления государственной регистрации действий, влияющих на положение юридического лица: ст. 52 «Учредительные документы юридического лица», ст. 57 «Реорганизация юридического лица», ст. 59 «Передаточный акт и разделительный баланс», а также другие нормы, содержащиеся как в части первой, так и в части второй Кодекса[10]. Такое же положение и с индивидуальным предпринимателем (например, ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя»).
Важно отметить, что в случаях расхождения Закона о регистрации или актов, принятых в его развитие, с ГК РФ приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу.
Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это федеральные законы, так же как и Закон о регистрации, принятые на основании и во исполнение ГК РФ: «Об акционерных обществах»[11], «Об обществах с ограниченной ответственностью»[12], «О производственных кооперативах»[13], «О некоммерческих организациях»[14] и некоторые другие.