Курсовая работа|Предпринимательское право

Курсовая Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 56

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственная регистрация юридических лиц в современном ее понимании существует в России сравнительно недолго. До 1990 г. регистрация юридических лиц на уровне законодательных актов не регулировалась. Изменение социально-экономической ситуации и проводимые в стране экономические реформы в 90-е гг. XX века привели к формиро­ванию этого правового института.

Увеличение нагрузки на судебную систему вызывает необходи­мость активного поиска путей для ее снижения, развития других форм гражданской юрисдикции, которые осуществляются как в рамках ор­ганов исполнительной власти, так и в частно-правовой сфере. В на­стоящее время значительно расширяется сфера деятельности органов бесспорной юрисдикции, создаваемых в рамках системы исполнитель­ной власти. К ней, в частности, может быть отнесена и государствен­ная регистрация юридических лиц. Такая тенденция, в целом, может быть оценена достаточно позитивно, поскольку выводит на более вы­сокий уровень фиксацию прав и фактов бесспорного характера. В свя­зи с этим, рассмотрение проблем государственной регистрации юри­дических лиц, в том числе и в процессуальном аспекте, представляется актуальным.

Необходимость изучения института государственной регистрации юридических лиц связана с существова­нием пробелов и противоречий в правовом регулировании государст­венной регистрации юридических лиц, несмотря на принятие в 1994 г. Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ), Феде­рального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2] (далее - Закон о регистрации) и других нормативных актов (Федераль­ного закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодатель­ных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»[3], постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридиче­ских лиц»[4], постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[5] и т.д.).

В связи с этим необходимо определить сущность государственной регистрации юридических лиц, роль и место государственных органов в системе исполнительной власти, на которые действующим законода­тельством возлагаются функции, права и ответственность в данной области.

Важность темы определяется необходимостью поиска оптимальной модели взаимодействия государственной власти и юридических лиц, обеспечивающей баланс интересов между личностью, с одной сторо­ны, и государством - с другой. В российской действительности нали­чие значительного количества императивных норм в правовом регули­ровании регистрации юридических лиц обусловливает чрезмерное, на наш взгляд, вмешательство в нее государственных органов.

Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в сфере регистрации юридических лиц, и изучение ре­зультатов деятельности федеральных органов исполнительной власти позволяют сделать вывод о том, что действующий в данной сфере ме­ханизм требует совершенствования.

С одной стороны, отсутствие целостной концепции правового регулирования приводит к незаконному вмешательству со стороны специалистов регистрирующих органов в регистрационный процесс, соз­дает административные барьеры в виде дополнительных согласований, оплат и т.п.

С другой стороны, он недостаточно эффективен в части регламен­тации отдельных моментов завершающего этапа государственной ре­гистрации юридического лица.

В юридической литературе недостаточно подробно проанализиро­ваны роль и место института регистрации в системе административно­го и гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства.

Государственная регистрация юридических лиц должна выступать определенным способом обеспечения баланса частных и публичных интересов. Очевидно, что без государственной регистрации юридиче­ских лиц невозможно создание легитимных форм осуществления дея­тельности. Государственная регистрация вновь создаваемых юридиче­ских лиц должна контролировать законность их создания, ограничи­вать негативные проявления в этой области.

Развитие и определение правовых основ государ­ственной регистрации юридических лиц позволит обеспечить долж­ный уровень нормирования общественных отношений в этой сфере.

В недостаточной мере разработана и теоретическая база регистра­ции юридических лиц. В юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института ре­гистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву. Мало изучены вопросы о процедуре регистрации, о структуре и взаимосвязи органов, ее осуществляющих, об ответственности за пра­вонарушения в рассматриваемой сфере и др.

Изложенное подтверждает, что назрела объективная необходимость в проведении научного анализа указанных проблем в целях совершен­ствования института государственной регистрации юридических лиц.

Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие по поводу государственной регистрации юридических лиц.

Предмет исследования – понятие и правовая природа государственной регистрации юридических лиц.

Цель работы заключается в проведении исследования института государственной регистрации юридических лиц с целью  выявления проблем правового регулирования и разработки путей их решения.

Нормативная база исследования состоит из норм российского гражданского законодательство, регулирующего институт государственной регистрации юридических лиц.

Эмпирическая основа исследования сложилась за счет материалов практики судов.

Теоретическую базу исследования составили труды таких цивилистов, как: В.В. Залесский, П.В. Крашенинников, П.В. Матвеенко, Д.И. Мейер, Б.П. Носков, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Я.Е. Парций, А.В. Чуряев, А.М Эрделевский и других.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом, в связи с государственной регистрацией предприятий)[6].

Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием его существования как такового[7].

Закон о регистрации основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Некоторые чиновники настолько «увлекались» контролированием, что проникали даже в сферу интеллектуальной собственности: один из филиалов Московской регистрационной палаты для того, чтобы юридическое лицо могло использовать в своей круглой печати графическое изображение или символику, требовал представить свидетельство о регистрации товарного знака, содержащего соответствующее изображение[8].

В основе Закона о регистрации заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.

Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством); проведением налогообложения; а также получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах[9].

Статья 1 Закона о регистрации содержит определение государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Из данного определения можно выделить следующие три признака.

Первый - это государственный акт, осуществляемый уполномоченными на то органами.

Второй - это акт, который имеет правообразующее значение. Для организации с его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица.

Третий - это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях третьими лицами.

Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Признаками государственной регистрации выступает то, что это государственный акт, осуществляемый уполномоченными на то органами, это акт, который имеет правообразующее значение, это акт публичный.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон о регистрации, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данная государственная регистрация включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Реестр открыт для всеобщего ознакомления.

Наряду со ст. 51 ГК РФ содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость осуществления государственной регистрации действий, влияющих на положение юридического лица: ст. 52 «Учредительные документы юридического лица», ст. 57 «Реорганизация юридического лица», ст. 59 «Передаточный акт и разделительный баланс», а также другие нормы, содержащиеся как в части первой, так и в части второй Кодекса[10]. Такое же положение и с индивидуальным предпринимателем (например, ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя»).

Важно отметить, что в случаях расхождения Закона о регистрации или актов, принятых в его развитие, с ГК РФ приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу.

Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это федеральные законы, так же как и Закон о регистрации, принятые на основании и во исполнение ГК РФ: «Об акционерных обществах»[11], «Об обществах с ограниченной ответственностью»[12], «О производственных кооперативах»[13], «О некоммерческих организациях»[14] и некоторые другие.

Нормативные и иные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. – 25 дек. - № 237.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 29 дек. 2004 г. N 188-ФЗ (18.10.2007) // Рос. газ. – 2005. – 12 янв. - № 1.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ  (ред. от 02.10.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Кодекс Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 18.10.207) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 1. – Ст. 1.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Кодекс Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 4.11.2007) // Рос. газ. – 1998. – 6 авг. - № 148-149.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Кодекс Рос. Федерации от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5  - Ст. 410.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Кодекс Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 04.11.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  9. О Правительстве Российской Федерации: Федер конституционный Закон от 17 дек. 1997 г. N 2-ФКЗ (ред. от 2.03.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. - № 51. - Ст. 5712.
  10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. Закон от 6 окт. 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4.11.2007) // Рос. газ. - 2003. – 8 окт. - № 202.
  11. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»: Федер. Закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. - № 26. - Ст. 2565.
  12. О приведении законодатель­ных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»: Федер. Закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ (24.07.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 12. – Ст. 1093.
  13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федер. Закон от 14 нояб. 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Рос. газ. – 2002. – 3 дек. - N 229.
  14. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // Рос. газ. – 2001. – 14 июля. - № 133.
  15. О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. Закон от 8 авг. 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 19.07.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - N 33 (часть I). – Ст. 3431.
  16. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федер Закон от 8 февр. 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // Рос. газ. – 1998. – 17 февр. - № 30.
  17. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сент. 1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 6.07.2006) // Рос. газ. – 1997. – 1 окт.
  18. О производственных кооперативах: Федер. Закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «« (ред. от 18.12.2006) // Рос. газ. – 1996 – 16 мая. - N 91.
  19. О некоммерческих организациях: Федер. Закон от 12 янв. 1996 г. N 7-ФЗ (26.06.2007) / / Рос. газ. – 1996. – 24 янв. - N 14.
  20. Об акционерных обществах: Федер. Закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Рос. газ. - 1995. – 29 дек. - № 248.
  21. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федер. Закон от 12 янв. 1996 г. N 10-ФЗ (ред. от 9.05.2005) // Рос. газ. – 1996. – 20 янв. - № 12.
  22. Об общественных объединениях: Федер. Закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (2.02.2006) // Рос. газ. – 1995. – 25 мая. - № 154.
  23. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I (ред. от 26.06.2007) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 18.04.1991. - № 16. - Ст. 499.
  24. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 24.09.2007) // Рос. газ. – 2004. – 11 марта. - № 48.
  25. Вопросы Федеральной регистрационной службы: Указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. N 1315 (ред. от 15.06.2007) // Рос. газ. – 2004. - 19 окт. - N 230.

Всего 78 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Предпринимательское право
2012 год 44 стр.
Курсовая Ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство
Telesammit
Курсовая работа Предпринимательское право
2016 год 36 стр.
Курсовая Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Telesammit
Курсовая работа Предпринимательское право
2013 год 37 стр.
Курсовая Правовые основы банкротства
Курсовая работа Предпринимательское право
2015 год 39 стр.
Курсовая Предпринимательская деятельность граждан

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское