Реферат|История отечественного государства и права

Реферат Церковный раскол семнадцатого века

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 20

Введение                                                                                                    
1. Общественно-исторические предпосылки церковного раскола             
1.1. Московское общество накануне раскола                                         
1.2. Русская Церковь накануне Раскола                                                           
2. Влияние церковного раскола на русскую культуру                               
2.1. Сущность церковного раскола                                                              
2.2. Результаты раскола русской православной церкви в XVII веке        
Заключение                                                                                                     
Список литературы                                                                                        

   Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда  произошел  раскол.  В  религиоведческой литературе  под  расколом  подразумевают  религиозно-общественное  движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись жестоким преследованиям.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме феодально-крепостническую действительность. Различным слоям общества были выгодны различные стороны этой идеологии. В народной массе живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю.

Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.

В данной работе будет проводиться анализ наиболее значимых, на мой взгляд, аспектов и положений, касающихся реформы православной церкви.

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать перемены, произошедшие после реформирования православной церкви, а также изучить последствия церковного раскола.

Значительное внимание исследованию реформы православной церкви и церковного раскола уделили Исаев И.А., Земцов Б.Н., Чистяков О.И., Титов Ю.П., Кудинов О.А., и др.

 

  1. Общественно-исторические предпосылки церковного раскола

1.1. Московское общество накануне раскола                      

В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на грани распада. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Враги за­хватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Бедствия породили широкое народное движение. В лихую годину проявились лучшие черты русского народа - его стой­кость, мужество, беззаветная преданность Родине, готов­ность ради нее жертвовать жизнью. В час смертельной опасности народные массы встали на защиту Родины и отстояли ее независимость. В событиях начала XVII в. Участвовали все сословия  и каждое выдвинуло своих вождей. Из среды бояр­ства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Ро­манов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, воль­ные казаки - Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди - Кузьму Минина, духовенство - пат­риарха Гермогена и целую плеяду самозванцев.

Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выраженние в тушинских "перелетам" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей".

Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других "быти в любви и в совете и в соединении друг с другом", и "в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе", и за "истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко", а потом "выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы". Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, "чтоб нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорилося"..., "и выбрати б нам государя все Землею...всемирным советом".

  1. История государства и права России.  Исаев И.А. - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.
  2. История отечественного государства и права.  Земцов Б.Н. - М.: ЕАОИ, 2009. - 336 с.
  3. История отечественного государства и права. В 2-х частях. Под ред. Чистякова О.И. - М.: Юристъ, 2005. – Ч.1 - 430с.
  4. История государства и права России.  Под ред. Титова Ю.П. - М.: ТК Велби, 2003. - 544 с.
  5. История отечественного государства и права.  Кудинов О.А.- М.: МЭСИ, 2004. - 273 с. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История отечественного государства и права
2017 год 15 стр.
Реферат Становление советского уголовного права
nata-star1998
Реферат История отечественного государства и права
2013 год 14 стр.
Реферат История органов безопасности
Реферат История отечественного государства и права
2013 год 34 стр.
Реферат Особенности государственного управления Новгородской феодальной республики

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское