Введение
1. Понятие и структура экономической основы конституционного строя
2. Принципы основ экономического строя Российской Федерации
3. Эволюция социально-экономических основ конституционного строя
Литература
Реферат|Конституционное право
Авторство: bugalter
Год: 2023 | Страниц: 57
Введение
1. Понятие и структура экономической основы конституционного строя
2. Принципы основ экономического строя Российской Федерации
3. Эволюция социально-экономических основ конституционного строя
Литература
В Конституции РФ (ст.ст. 7, 8) в числе основ конституционного строя установлены социально-экономические. Это накладывает на государство определенные обязательства по созданию соответствующих условий для реализации социально-экономических основ конституционного строя и обеспечению их защиты.
В современных условиях, когда с каждым днем увеличивается роль рыночных отношений в нашем обществе, вопросы свободы экономической деятельности не могут остаться без детального теоретического обоснования положений Основного закона, касаемых прав и свобод человека и гражданина в экономической сфере.
Российская Федерация основана на системе экономических правил, которые можно рассматривать двумя основными плоскостями. С одной стороны, это иерархия принципов, оказывающих влияние на регулирование социальных отношений в рамках конституционно-правовой базы. С другой стороны — это взаимообусловленная взаимосвязь таких норм и их регулирующее воздействие на другие нормы, действующие в социально-экономической сфере. Прежде всего, это принципы: свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равноправия различных форм собственности, защиты конкуренции (ст. 8 Конституции РФ), а также принципы о социальном характере Российского государства (ст. 7 Конституции).
Государственное регулирование экономических отношений, присутствие государственных предприятий и учреждений, а также административное вмешательство в экономическую жизнь – вот то, что обеспечивает конституционная основа рыночной экономики.
В современной экономической теории отмечается, что в настоящее время формируется новый тип социально-экономической политики, где базовым принципом является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики
Конституционное положение о социальном государстве выдвигает Россию в ряд цивилизованных государств, является комплексным критерием цивилизованности и развитости государства и общества. В этом положении и других, связанных с ним новеллах конституции, воплощается принцип справедливости в социуме и государстве. Однако остаются вопросы о степени реализации этого конституционного положения в жизни отдельных граждан, различных социальных групп. Реализация данного положения (статьи Конституции) зависит от многих факторов, и прежде всего, от социально-экономической политики государства. Особая актуальность данной проблемы в современных условиях для российского общества, для граждан, всего населения России заключается в следующем: вопервых, проблемы социального государства и социально-экономической политики имеют конституционный характер, и, следовательно, должны последовательно и во всей полноте решаться. Во-вторых, этот вопрос является предметом политического и идеологического противоборства, в том числе российских политических партий, общественно-политических сил. В-третьих, понимание и решение этого вопроса оказывает непосредственное влияние на перспективы нашего государства и общества, их стабильность и развитие.
Социально-экономическая политика государства представляет собой систему мероприятий, которые осуществляются государством для реализации интересов субъектов, субъектов хозяйствования национальной экономики. Это – экономическая политика, направленная на решение социальных проблем, то есть на создание и использование ресурсов экономики, народного хозяйства для развития личности, гармонизации социальных отношений. Эта политика ориентирована на реализацию социальных проблем, существующих в стране. Ведь на деле политика государства не всегда способствует росту эффективности, справедливости распределения, потребления, производства. Но именно государство постоянно формирует социально-экономическую политику, модифицирует ее, осуществляет различные мероприятия для развития национальной экономики.
В связи с этим, разработка практических рекомендаций по их эффективному воплощению в реальную правовую действительность, имеет наиболее актуальную роль в аспекте конституционно-правовых исследований.
Таким образом, данная работа приобретает большую актуальность, ввиду роста уровня конституционного вмешательства в экономические и социальные отношения с помощью прямого правового регулирования. Определение основных принципов общественного развития является одним из важнейших. Для экономических отношений вопрос преломляется через призму определения роли государства в их становлении и развитии. Причинные условия фактически характерны для любого отношения. В этом отношении движение к реализации принципов ценности (аксиология) является важной частью общественного развития, и одним из этих принципов является достижение динамического равновесия социальной системы вообще и экономической системы в частности. Стремление к достижению динамического равновесия находит отражение и в правовых нормах всех уровней, становясь правовой ценностью, особенно в период национального конституционного развития.
Экономические основы трансформируясь закладывают фундамент для дальнейшего построения правовой базы, способной обеспечить экономическую деятельность в стране, предусматривая механизмы обеспечения средств к существованию. Закрепление основ социального и экономического содержания в Конституции – это свидетельство высокой значимости, которую государство придает складывающимся в рассматриваемой сфере правоотношений, образующих часть предмета конституционного права.
В то же время в современной России соответствующие конституционные принципы еще не реализованы в полной мере, на что указывалось в заключении Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З. В современной России необходимо конституционно гарантировать связь экономики и демократической власти, свободы рынка и предпринимательства, частной экономической инициативы, самостоятельности и равноправия хозяйствующих субъектов, баланс между вмешательством государства и частным предпринимательством, поддержку конкуренции и социального партнерства.
Новые реалии требуют формирования новых подходов к регулированию указанной проблемы, что становится предпосылкой для ее системного исследования с учетом тенденций импортозамещения, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.
Актуальность и специфика научной проблемы определяют степень ее разработки. Основы конституционного устройства анализировались в работах выдающихся ученых С.А.Авакьяна, Ю.Е.Аврутин, М.И.Байтин, Г.В.Барабашев, Н.А.Богданова, Н.В.Витрук, В.В.Гошуляк и других.
О.А.Авдеева, Д.И.Атласова, А.Д.Байдарова, П.Д.Баренбойма, Д.С.Велиевая, Е.Б.Воронцова, Г.А.Гаджиев, Д.С.Гринев, Г.Б.Иванцов, С.В.Игнатова, С.В.Кабышев, А.Б.Карлин, А.А.Кирилловых и другие в свои научные работы посвятили изучению и формированию конституционной теории основ экономической системы.
Несмотря на то, что существует большое число исследований, в России происходит много преобразований, связанных с содержанием, правовой охраной и защитой свободы экономической деятельности и принципов основ конституционного строя, которые требуют исследования.
Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в сфере конститиуцонно-правового определения принцип-основ экономического устройства государства.
Предмет исследования составили конституционные и иные правовые нормы, обеспечивающие и гарантирующие свободу экономической деятельности, а также структуру и специфику конституционного определения экономических основ конституционного устройства России.
Целью исследования является анализ экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Достижению заявленной цели послужило решение следующих задач:
- проанализировать понятие и структуру экономической основы конституционного строя;
- изучить правовое регулирование и принципы управления содержанием экономической основы конституционного строя;
- рассмотреть процесс эволюции социально-экономических основ конституционного строя;
Теоретическую основу исследования составляют работы в области конституционного права, социальной философии, экономической теории, теории государства и права, а также ряда отраслевых юридических наук, в частности труда отечественных и зарубежных ученых: Р.Г.Абдулатипова, А.С.Автономова, М.В.Баглая, Л.В.Бутько, Т.М.Бялкиной, И.Н.Куксина, В.В.Лазарева, Е.А.Лукашевой, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, В.И.Новоселова, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, И.Е.Фарбера и др.
Экономические отношения представляют собой многогранное явление, «имеющее историческое и общественное значение и являющееся на протяжении веков неотъемлемым атрибутом жизни человека». Например, торговля притупляет воинственные инстинкты людей и меняет образ мышления людей.
Именно в ходе эволюции различных форм хозяйствования под непосредственным влиянием государства формируется рыночная экономика с чертами современной развитой страны, предполагающая реализацию права товарных субъектов на выбор экономического поведения.
Экономическая составляющая общественной жизни функционально и содержательно связана с осуществлением государственной власти властью государства, поскольку «государство объединяет различные силы в обществе». Выбор знаменателя станет главным приоритетом базовой теории ценностей и важнейшим вопросом национального строительства и национальной политики.
Тенденция развития экономических отношений является признаком всеобщности права частной собственности, при этом через установление ограничений права собственности признается важная роль государства как регулятора экономических отношений. В правовом регулировании экономической сферы сочетание публичного и частного начал является важнейшей гарантией сбалансированного развития общества на любом этапе исторического развития. При этом каждая страна самостоятельно определяет точку баланса, и задача национального лидера состоит в том, чтобы правильно построить систему управления экономикой как части управления страной. Все это требует гармонизации конституционных положений[1].
Таким образом происходит формирование системы правовых отношений, закрепляющей способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы граждан, а государство подчинено праву и демократической конституции.
Понятия «конституционный строй», «конституционное государство», тесно связанные между собой, вытекают из сущности конституции государства и неразрывно связаны с ее реализацией[2].
Многие юристы предлагают различные определения понятия «конституционный строй»: Е. Кутафин характеризует конституционный строй как форму или способ организации государства, которые следуют праву и формируют конституционное государство[3]. В.Н. Додонов в это понятие включает систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, разработанных и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами[4]. М.В. Баглай определяет конституционный строй как порядок, гарантирующий защиту прав и свобод человека и гражданина от действий государства, которые реализуются в соответствии с Конституцией[5].
Конституционный строй – это способ строения государства, который предполагает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение гражданскому обществу необходимых конституционных инструментов для влияния на процесс государственного управления.
Основная цель конституционного строя - гарантировать, что институты государственной власти будут следовать конституционным положениям, придерживаться конституции и предоставлять защиту исключительно правам и свободам человека и гражданина. Вне зависимости от того, как были провозглашены права и свободы личности, закреплены демократические принципы или приняты другие меры, конституционное устройство не сможет защитить права и свободы, если политический режим и система государственного управления не соответствуют конституционным нормам.
[1] Якимова Е.М. Становление концепта равновесия экономической основы конституционного строя как универсального аксиологического метапринципа//Историко-экономические исследования. 2020. Т. 21. № 2. С. 304-321.
[2] Криволапова Л.В., Саблин Д.А. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 1 (217). С. 67-70.
[3] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 77
[4] Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В. И. Лафитского. М., 1995. С. 73.
[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. С. 98
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!