Введение
ГЛАВА 1. Инвестиции. Инвестиционный спрос как
экономическая категория
1.1.Инвестиции как экономическая категория и их роль в
развитии макро- и микроэкономики
1.3. Инвестиционный спрос. Факторы и механизм их влияния на инвестиционную деятельность
ГЛАВА 2. Современное состояние инвестиций в России
2.1. Вклад иностранных инвестиций в российскую экономику
2.2. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных
инвестиций за последние годы. Равновесие инвестиционного спроса
Глава 3. Проблемы инвестирования и пути решения
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Международное движение капитала, как известно, является важнейшим фактором экономического роста, а иностранные инвестиции - дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, нередко сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента, меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента. В условиях глобализации с увеличением мобильности капитала роль инвестиций, как ведущего фактора экономического развития возросла, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны и научного обоснования инвестиционной политики России.
Рынок-это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен- ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами. Основные элементы рыночного механизма- цена, спрос, предложение.
Как известно, в рыночной экономике спрос определяет предложение. Но это вовсе не значит, что предложение меньше по своей значимости, чем спрос. Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Как поставить производство, чтобы оно приносило максимальную прибыль? Как понизить издержки? Как создать план деятельности фирмы на будущее? Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения которых зависит судьба предприятия в частности и государства в целом.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
В России формирование нового качества экономического роста связано с осуществлением глобальных преобразований, проводимых с помощью рыночных реформ, которые призваны стимулировать деловую активность и изменить (в лучшую сторону) структуру инвестиций.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна не выдерживает конкуренцию со многими государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.
Региональная структура подтверждает, что основная часть иностранных инвестиций сосредоточена в небольшом числе регионов и не способствует выравниванию их социально-экономического развития.
Таким образом, становится очевидным актуальность инвестиционной поддержки, которая заключается в обдуманном использовании форм и методов, способных оказать положительное влияние на инвестиционный процесс в целом.
Финансовый вопрос всегда был актуален для человека. Популярность этой темы обусловлена естественным желанием понять, что же представляют собой деньги, по каким каналам приходят они к нам и куда исчезают. Поступление в Российскую экономику иностранных инвестиций происходит относительно медленно. Однако, если правильно распределять имеющиеся ресурсы и возможности, то Россия сможет полноправно конкурировать с развитыми странами.
Цель работы - исследование инвестиционного спроса и равновесие цен на товарном рынке.
В соответствии с целью работы определены следующие основные задачи исследований: анализ структуры и возможностей инвестиций; исследование инвестиционных рынков; оценка инвестиционной деятельности в России.
Объект исследования – рынки инвестиции, их роль в российской экономике.
Предмет исследования - это процесс изучения влияния инвестиционной деятельности на экономику России, а также роли равновесной цены на товарном рынке.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Инвестиции. Инвестиционный спрос как экономическая категория
1.1.Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики
Под инвестициями (от лат.investio — одеваю) понимают долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики. Иначе говоря, инвестициями являются финансовые, материальные, имущественные и другие ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате чего образуется прибыль или достигается социальный эффект.
Под инвестиционной деятельностью понимают совокупность практи- ческих действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала с целью удовлетворения потребностей общества на основе привлечения и вложение всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в хозяйственные, коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые иные пред приятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству РФ.
Как уже говорилось, инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в текущем периоде.
Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Эти два процесса — вложение капитала и получение прибыли — могут происходить в различной временной последовательности. При последовательном протекании этих процессов прибыль получается сразу же после завершения инвестиций в полном объеме. При параллельном их протекании, получение прибыли возможно еще до полного завершения процесса (после первого его этапа).
При интервальном протекании этих процессов между периодом завершения инвестиций и получения прибыли проходит определенное время, продолжительность которого зависит от особенностей конкретного инвестиционного проекта.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
Наиболее типичная ошибка при вложении денег в основной капитал заключается в том, что под инвестициями понимается любое вложение средств, которое может и не приводить ни к росту капитала, ни к получению прибыли. К ним часто относят так называемые «потребительские инвестиции» (покупка телевизоров, автомобилей, квартир, дач и т.п.), которые по своему экономическому содержанию к инвестициям не относятся — средства в приобретение этих товаров расходуются в данном случае на непосредственное долгосрочное потребление (если их не приобретают для последующей перепродажи). Ошибочным является также идентификация термина «инвестиции» с термином «капитальные вложения». Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных фондов (зданий, оборудования, транспортных средств и т.п.).
Вместе с тем, инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты (акции, облигации и т.п.), и в отдельные виды нематериальных активов (приобретение патентов, лицензий и т.п.). Следовательно, капитальные вложения являются более узким понятием и могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций, но не как их аналог. И, наконец, в ряде определений отмечается, что инвестиции представляют собой долгосрочные вложения денежных средств. Безусловно, отдельные формы инвестиций (в первую очередь, капитальные вложения) носят долгосрочный характер, однако инвестиции могут быть и краткосрочными (например, кратко- срочные финансовые вложения в акции, сберегательные сертификаты и т.п.).[1]
В коммерческой практике принято различать следующие типы таких инвестиций:
- инвестиции в основные средства;
- инвестиции в нематериальные активы;
- инвестиции в денежные активы.
Под денежными активами понимаются право на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д. Инвестиции в основные средства и нематериальные активы принято называть инвестициями в реальные активы. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности предприятия и его развития. Однако в настоящем учебном пособии мы сосредоточимся на проблемах инвестиций в реальные активы, полагая, что проблемы денежных инвестиций излагаются в курсе финансового менеджмента.
Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода эти инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:
- «Вынужденные инвестиции», необходимые для соблюдения законодательных норм по охране окружающей среды, охраны труда, безопасности товаров, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования управления;
- Инвестиции для повышения эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;