Введение
Глава 1. Понятие, структура и классификация норм и принципов международного права
1.1. Характеристика принципов международного права
1.2. Понятие и содержание норм международного права
1.3. Классификация норм международного права
1.4. Механизм реализации норм международного права
Глава 2. Реализация норм международного права
2.1. Воздействие принципов международного права на формирование конституционных норм Российской Федерации
2.2. Особенности реализации норм международного права в российском судопроизводстве
Заключение
Список использованной литературы
Посредством национального законодательства реализуется большой массив международно-правовых норм. Международно-правовые нормы включаются в национальные нормативные правовые акты: кодексы, законы, подзаконные нормативные правовые акты. Как правило, способы выполнения международных обязательств выбирают сами государства, если сам международный договор не предопределяет какой-либо порядок.
Из обширной группы международных договоров РФ следует вычленить многосторонние международные договоры, заключенные как на универсальном, так и на региональном уровне. Вместе с тем следует иметь в виду, что и отдельные двусторонние международные договоры РФ оказывают весомое влияние на развитие российского законодательства. К таким договорам относятся, например, договоры, касающиеся сотрудничества государств в экономической сфере, в области культуры, по вопросам выдачи физических лиц.
Международные договоры РФ влияют как на отдельные отрасли и институты российского законодательства, так и оказывают межотраслевое влияние, когда в «орбиту» международного договора попадают нормативные правовые акты, относящиеся к различным отраслям законодательства. К таким международным договорам можно отнести договоры в сфере защиты прав человека и основных свобод; договоры, посвященные борьбе с коррупцией; договоры, направленные на борьбу с терроризмом; договоры по вопросам защиты окружающей среды; договоры в области морского права и др.
Так, например, комплекс международных договоров РФ, направленных на борьбу с терроризмом, оказал серьезное влияние на развитие российского уголовного, административного, финансового законодательства. Ратификация Российской Федерацией антикоррупционных конвенций повлекла за собой совершенствование целого ряда законодательных актов Российской Федерации, относящихся к таким отраслям законодательства, как конституционное, уголовное, административное, финансовое, трудовое и т.д. Для выполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. изменению были подвергнуты УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные законодательные акты, относящиеся как к уголовному, так и к другим отраслям законодательства.
Именно международное право служит одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок, который закрепляется и находит свое выражение в принципах и нормах.
Цель работы - рассмотреть особенности реализации норм и принципов международного права.
Предмет исследования - нормы и принципы международного права.
Глава 1. Понятие, структура и классификация норм и принципов
международного права
1.1. Характеристика принципов международного права
Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.
Необходимо подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и принципы правосознания. Последние представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции[1]:
1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.
Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН.
1) принцип неприменения силы или угрозы силой;2) принцип мирного разрешения международных споров;3) принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;5) принцип равноправия и самоопределения народов;6) принцип суверенного равенства государств;7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.Систематика основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно признанных, так и находящихся в стадии становления принципов с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.2. По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые «доуставные принципы», «уставные принципы», пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, «послеуставные» - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы[2].4. Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.5. По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;3) защищающие права человека, народов и наций.В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации.Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств.