Введение
1. Проявления и пути развития воли
1.1 Подходы к понятию «воля»
1.2 Изучение проблемы воли и структуры волевого действия
1.3 Пути развития воли
Заключение
Список литературы
Приложение
Реферат|Психология
Авторство: Telesammit
Год: 2013 | Страниц: 19
Введение
1. Проявления и пути развития воли
1.1 Подходы к понятию «воля»
1.2 Изучение проблемы воли и структуры волевого действия
1.3 Пути развития воли
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы. Воля – одно из наиболее сложных понятий в психологии. Она рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:
1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. По определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [6, с. 436].
2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активной субъект.
3. Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности.
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:
– инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
– стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
– тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Цель данной работы – проанализировать проявления и пути развития воли.
Задачи:
1. Изучить подходы к понятию «воля».
2. Рассмотреть изучение проблемы воли и структуры волевого действия.
3. Проанализировать пути развития воли.
Объект исследования – воля как психический процесс.
Методология исследования: основополагающими в работе выступили: мотивационный подход; регуляционный подход; подход свободного выбора; физиологические основы волевого акта И.П. Павлова; гетерономные теории воли; аффективная теория воли В.Вундта; теории автономной воли К. Левина; волевая регуляция поведения С.Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение.
1. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
2. Крысько В. Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 251 с.
3. Лобанов А. П. Когнитивная психология: Учебное пособие / А.П. Лобанов. – 2-e изд. – М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2012. – 376 с.
4. Мандель Б. Р. Психология личности: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. – 236 с.
5. Островский Э. В. Основы психологии: Учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 268 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы психологии / С.Л. Рубинтшейн. – СПб: Питер, 2003. – 720 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!