Введение.
Глава 1. Общая характеристика объекта.
Глава 2. Анализ рыночной среды организации.
Глава 3. Анализ товарной политики.
3.1. Анализ потребности на рынке.
3.2. Анализ ассортиментных групп.
3.3. Анализ товарной единицы.
Глава 4. Проект мероприятий выполнения программы маркетинга по анализу влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность предприятия.
4.1.1. Внешняя среда организации.
4.1.2. Внутренняя среда организации.
4.1.3. Методология осуществления и проведения анализа влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность предприятия.
4.2. Маркетинговые исследования.
4.3. Проектные мероприятий.
Заключение.
Список использованной литературы
В решении задач устойчивого развития промышленности важное место принадлежит совершенствованию систем управления маркетинговой средой предприятия, которые позволяют предприятиям достигнуть более высоких результатов работы, повысить эффективность их деятельности.
Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе выявил ряд проблем, особенно в условиях мирового финансового кризиса, нарушение отраслевых связей между участниками интеграционных процессов, нехватка подготовленного персонала. Все это определяет необходимость применения систем управления факторами маркетинговой среды на предприятиях топливно-энергетическом комплекса России.
Множественность факторов маркетинговой среды в топливно-энергетическом комплексе ставит перед предприятиями сложные задачи по организации целенаправленного воздействия на них. Нерешенность многих вопросов, прежде всего касающихся методов анализа и сбора информации о факторах маркетинговой среды, создания и внедрения системы управления ими, организации воздействия на факторы маркетинговой среды, интеграции системы управления ими в структуру организационных процессов предприятия, формирует широкий спектр задач исследования.
Повышение эффективности управления требует формирования новых подходов к менеджменту и маркетингу, предполагающих снижение негативного влияния неопределенности в структуре факторов, определяющих эффективность реализации управленческих и иных процедур предприятия.
Недостаточная изученность вопросов управления окружающей маркетинговой средой в процессе развития предприятий топливно-энергетическом комплекса России определила актуальность темы исследования.
В экономической литературе вопросы управления факторами окружающей маркетинговой среды в России рассматривались на протяжении второй половины XX столетия в связи с развитием исследований логико-вероятностного программирования и теории игр. Смена экономической парадигмы развития России сделала вопросы управления факторами окружающей маркетинговой среды более актуальными.
Научные исследования различных аспектов проблемы управления факторами окружающей маркетинговой среды нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов. Среди зарубежных экономистов значительный вклад в разработку теории окружающей маркетинговой среды внесли Д.Х. Белеморэ, К. Боумэн, Р.Д. Джордан, Д.Ж. Кейнс, Я. Корнай, К. Макконнелл, Г. Марковиц, Дж. Тобин, М. Фридман, Д.И. Фишер, Д.С. Френсис.
Проблемы факторов окружающей маркетинговой среды нашли отражение в работах Л.И. Абалкина, Н.И. Аристера, И.Т. Балобанова, В.В. Капитоненко, Я.М. Миркина, Т.Н. Первозванских, Е.В. Семенковой и др.
Теоретико-методологические подходы к вопросам управления промышленным предприятием в условиях неопределенности окружающей маркетинговой среды рассматриваются в трудах Г.Л. Багиева, И.Н. Богдановой, Е.А. Горбашко, А.М. Игнатьева, Р.В. Илюхиной, А.Е. Карлика, В.С. Кабакова, Г.Я. Кипермана, Л.Б. Крутика, Е.Б. Крыловой, А.В. Ланскова, И.И. Лютовой, Н.Н. Мироновой, А.А. Маркина, А.И. Муравьева, А.Н. Петрова, Б.В. Прянкова, М.И. Муракаева, В.В. То- милова, Е.В. Шатровой, С.А. Шутькова, А.А. Шутькова, Е.В. Луценко, Ю.Н. Царегородцева и др.
Однако, несмотря на большое количество публикаций по рассматриваемой проблеме, многие аспекты процесса управления окружающей маркетинговой средой остаются предметом острых дискуссий. В научной литературе уделяется недостаточно внимания вопросам нормативно-методического обеспечения управления окружающей маркетинговой средой в топливно-энергетическом комплексе.
Целью исследования является исследование окружающей маркетинговой среды предприятия с цель разработки унифицированных теоретических, методологических и практических подходов к развитию нормативно-методического обеспечения управления окружающей маркетинговой средой в топливно-энергетическом комплексе.
Исходя из поставленной цели, в работе ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику объекта;
- провести анализ рыночной среды организации;
- провести анализ товарной политики;
- разработать проект мероприятий выполнения программы маркетинга по анализу влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность предприятия.
Объект исследования - предприятие топливно-энергетического комплекса России ОАО «-».
Предметом исследования стал экономический механизм взаимодействия предприятия и окружающей его среды, обеспечивающий предприятию высокие адаптивные и стратегические возможности в условиях нестабильности среды.
Методологической основой исследования является диалектический метод, методы дедуктивного и индуктивного анализа, абстракции, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный анализ.
-
Общая характеристика объекта
ОАО «-» - лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира. Основными видами деятельности ОАО «-» являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.
ОАО «-» стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям и акционерной стоимости.
Ключевые условия достижения этих целей:
непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
устойчивый рост бизнеса;
повышение информационной прозрачности и открытости;
высокая социальная ответственность;
развитие и использование новых технологий.
История создания ОАО «Роснефть» берет начало в 1991 году, когда на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная компания «Роснефтегаз, которая в 1993 году была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В сентябре 1995 года «Роснефть» была акционирована. По данным журнала «Эксперт» ОАО «Роснефть» занимала 3 место по объёмам выручки в 2008 году среди российских компаний; после покупки в 2004 году активов «ЮКОСа» стала крупнейшей по объёму добычи нефтяной компанией в России. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (69,50% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству. 19,75% принадлежат BP, оставшиеся 10,75% акций находятся в свободном обращении.
Основные направления деятельности компании:
- запасы и добыча;
- перерабатывающие производства;
- реализация нефти и нефтепродуктов;
- геологоразведка;
- диверсификация рынков и продуктов;
- сеть АЗС;
- экологическая безопасность;
- наука и инновации;
- зарубежные проекты.
Многолетний опыт функционирования предприятиях топливно-энергетического комплекса России как в дорыночный период хозяйствования, так и в период становления рыночных отношений в России свидетельствует о том, что данная сфера является максимально подверженной влиянию окружающей среды, источниками которых являются как внешняя среда, так и внутренние параметры самого предприятия. Механизм управления факторами окружающей среды в рыночных условиях коренным образом отличается от условий социалистической экономики, где все мероприятия по управлению факторами окружающей среды переносятся на макроуровень. Учитывая, что опыт отношений отечественных предприятий топливно-энергетического комплекса России в рыночной среде незначителен, во многом негативен, характеризуется постоянной потерей финансовой устойчивости при неповторяющихся ситуациях, вызывающих эту неустойчивость, необходимо формирование инструментария управления окружающей маркетинговой среды при разработке и производстве электронных средств на основе системного и комплексного рассмотрения проблем рыночного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса России.