Целью практики является выявление криминалистических особенностей расследования совершенного мошенничества с помощью электронных средств платежа.
Чтобы достигнуть цели исследования нужно найти решение следующих задач:
- представить особенности проверки сообщений о преступлении мошенничества, совершаемого с помощью электронных средств платежа;
- охарактеризовать типичные следственные ситуации и версии;
- рассмотреть особенности тактики допроса при расследовании мошенничества с помощью электронных средств платежа;
- раскрыть специальные знания, используемые в ходе расследования мошенничества с помощью электронных средств платежа;
- раскрыть роль специалиста, как субъекта криминалистических специальных знаний в расследовании мошенничества с использованием электронных средств платежа.
Объект исследования - возникающие в процессе деятельности органов предварительного следствия и дознания общественные отношения, которые связаны с выявлением, раскрытием и расследованием мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа.
Предмет исследования - криминалистические особенности расследования мошенничества с использованием электронных средств платежа.
Эмпирическая база исследования включает статистические данные о состоянии преступности, а также результаты проведенного анализа и обобщения материалов судебной практики, опроса сотрудников полиции по уголовным делам данной категории.
Был проведен анализ уголовных дел в количестве 40, который позволил выявить, что 60% уголовных дел были возбуждены по «горячим следам», из них 40% по сигналу сотрудников магазина и 20 % по заявлению потерпевших, обнаруживших потерю банковской карты. Преступный умысел возник сразу же, как только карта оказалась в руках преступников у 80%, а у 20% при необходимости приобретения продуктов.
В результате анкетирования 20 следователей, проведенного в Следственном Управлении УМВД России по Томской области, проведенного в марте 2021 года было выяснено, что у 15 следователей в производстве были уголовные дела, связанные с мошенничеством с использованием электронных средств платежа за последние 3 года. Следователи отметили, что поводом для возбуждения уголовным дел послужили: 8 от родственников пострадавших, последние из которых были пенсионерами и хранили свои денежные сбережения на банковских картах; 5 пострадали лично и обратились с заявлением в отдел полиции.
По возбужденным уголовным делам было выявлено, что потерпевшие в большем своем количестве (12 человек) снимали деньги в банкомате, который расположен в магазине, а 3 пострадавших от незаконных действий мошенников оплачивали совершенные покупки в магазине.
В целом, преступления совершались в городе Томске, днем в зимнее время года, что можно объяснить нахождением пенсионеров в городе, тогда как весной, летом и осенью они находятся за городом. День недели уточнен не был.
В качестве подозреваемых были задержаны лица, имеющие российское гражданство, мужского пола, в возрасте от 20-30 лет, имеющие средне-специальное или высшее образование, в основном холостые, не имеющие постоянного места работы, имеющие постоянную регистрацию в РФ, ранее не судимые. Характеристики не запрашивались по различным причинам, в основном: не было постоянного места работы и жительства. Преступления совершали в одиночку, состава преступной группы установлено не было.
При ознакомлении с материалами уголовных дел было выявлено проведение всех следственных действий, за исключением осмотра места происшествия, а именно банкоматов в магазинах торговых центров.
При расследовании уголовных дел (до предъявления обвинения) проводились следующие следственные действия: задержание подозреваемого; обыск; выемка; допросы подозреваемого; следственный эксперимент.
Главные доказательства, которые легли в основу обвинения, собирались в ходе проведения неотложных следственных действий.
В целом, следователями было отмечено, что в ходе расследования данного вида преступной деятельности были проведены: опрос граждан; допросы потерпевших и подозреваемых, а также компьютерно-техническая экспертиза.
-
Проверочные мероприятия на первоначальном этапе расследования мошенничества, совершаемого с использованием электронных средств платежа
Расследование мошеннических действий, которые совершались с использованием электронных средств платежа, имеет определенную специфику, что актуализирует рассмотрение сотрудничества органов расследования и дознания с банковскими учреждениями.
Многими учеными изучались теоретические аспекты деятельности, которая ориентирована на выявление преступной деятельности и установление лиц из анализируемой сферы преступной деятельности.
В частности, А. Ю. Шумиловым выдвигалась идея выявления преступной деятельности путем выявления и фиксирования результатов общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом путем пользования оперативно-розыскных ресурсов.[1] С мнением автора практически согласны Б.П. Смагоринский и П.П.Сенченко[2], хотя они видят синонимичность в отношении выявления преступлений и раскрытия таковых. На наш взгляд, данные понятия не являются синонимами, а отражают конкретные действия, направленные на достижение частных результатов.
Основное в выявлении анализируемых преступлений заключается в обнаружении данных, указывающих на признаки реализации преступления, которые выступают как основания для возбуждения уголовного дела и нахождения подозреваемых лиц.
Самостоятельность задачи ОРД в рамках выявления преступлений заключается, прежде всего, в установлении факта латентности преступлений, о которых правоохранительные органы узнают не из официальных каналов. Эта возможно благодаря инициативному сбору первичной оперативно-розыскной информации по поступившему сигналу о признаках преступной деятельности и лицах, к ней причастных, образующих основу оперативного поиска как важной организационно-тактической формы ОРД органов внутренних дел.[3]
Тем самым, поступившая первичная информация о мошенничестве, содержащая оперативный интерес, образуется на основе данных, различных по своему содержанию, где общее образуется в виде ранее неизвестных сведений, позволяющих оперативнику эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Направленность оперативного поиска в рамках заявленной темы исследования, ориентирована на оперативное обнаружение хищений. Полученная первичная информация о подготовке или совершения преступлений, а также о лицах, которые могут быть причастны к ним позволяют провести оперативно-розыскные мероприятия поискового характера.
Объектам оперативного поиска уделяется основное место в списке составных элементов поисковой деятельности. Проводимый анализ материалов практики позволил определить, что чаще всего оперативный поиск применительно к рассматриваемому виду хищений ориентирован на получение первичной информации о:
- людях, которые ранее совершали подобные престпуления либо были привлечены к их совершению;
- условиях, которые способствовали совершению и ситуаций хищений с помощью платежных карт;
- материальной составляющей хищений;
- документах, орудиях преступлений, а также иных предметах, следах и местах, которые представляют поисковое значение.[4]
Оперативный поиск в рамках рассматриваемой группы преступлений, включает в себя:
- входящие в инфраструктуру электронной платежной системы объекты состоящие из: выпускающих платежных карт банков-эмитентов; обслуживания предприятия банками; связующих банки-эмитенты и пункты приема платежей по карточкам;
- использующие при расчетах с клиентами банковские платежные карты, расположенные в торгово-сервисныехпредприятиях;
- совершающие хищения чужого имущества с использованием банковских карт криминальные группы;
- похищающие банковские карты воры-карманники, проститутки и другие криминально ориентированные слои населения у законных держателей для последующего хищения денежных средств;
- лица, которые подделывают платежные карты для последующего сбыта.
Перечисленные варианты оперативного поиска по данному виду престплений помогают оперативным сотрудникам в проведении разведывательно-поисковой работы.[5]
Проведенный Б.П. Смагоринским и П.П. Сенченко анализ источников поступления информации о мошенничестве с использованием электронных средств платежа позволили составить следующую картину:
- 34,6 % получена балгодаря негласным источникам;
- 44,7 % подачи заявлений держателей карты о потери последней;
- 14,6 % получении сообщений о проведении несанкционированных транзакций с использованием потерянной карты;
- 4,3 % получении сигнала о использовании поддельных карт из торговых учреждений, других предприятий сферы обслуживания;
- 1,8 % из иных источников.[6]