ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Особенности социальной защиты военнослужащих
1.2 Гарантии, льготы и компенсации военнослужащим
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
2.1 Юридическая и экономическая специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих
2.2 Исчисление и перерасчет пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность темы. В современный период развития экономики социальная защита населения стала непременным элементом социальной политики государства с рыночной экономикой. Ее организация должна гарантировать обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения, так как современная рыночная экономика не предполагает социальной справедливости, целые отрасли и профессии оказываются нерыночными. Обеспечение достойного качества жизни населения России также является приоритетным направлением государственной политики на долгосрочную перспективу, главным критерием развития научно-технического и человеческого потенциала страны[1].
Система социальной поддержки и предоставление государственных гарантий военнослужащим являются неотъемлемой частью деятельности каждого государства. Актуальность проблемы социальной защиты военнослужащих характеризуется тем, что современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации требует качественно нового отношения к проблеме реализации установленных законом гарантий для военнослужащих и повышения их социального статуса, осуществляемый органами социальной защиты. Организационные и практические мероприятия, направленные на оптимизацию структуры и функций Вооруженных сил, предстоящее их сокращение, влекут за собой необходимость рационализации и систематизации Института социальной защиты военнослужащих.
Степень развития проблемы. Выступили военные юристы И. В. Асеев, Х. М. Ахметшин, А. А. Беспалов, А. Е. Лунев, Н. И. Павлов, П. И. Романов, В. П. Серегин, Б. Ф. Старов, В. Г. Либелозов, А. А. Тер-Акопов, В. Н. Хропанюк, В. И. Шанин, В. И. Шаш и другие изучал некоторые вопросы социальной и правовой защиты военнослужащих. В последнее время появились работы, авторы которых специально рассматривают проблему социальной и правовой защиты военнослужащих и лиц, уволенных в запас. Речь идет о работах Н. в. Артамонова, Е. Д. Богатырева, Н. А. Ива, А. В. Герасимов, и др.
Однако сегодня теоретические основы социальной защиты военнослужащих в условиях формирования профессиональной армии и военной реформы до конца не разработаны. Не упорядочена терминология социальной защиты военнослужащих, не обоснованы отличительные особенности и функции объекта и объекта, субъекта, средств и условий социальной защиты военнослужащих.
Предметом данной курсовой работы являются экономические отношения, касающиеся обеспечения и поддержания достойного социального положения военнослужащих и членов их семей в условиях современной рыночной экономики.
Предметом курса является система социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Цель исследования-охарактеризовать основные аспекты системы социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Достижение этой цели предполагает решение ряда следующих задач:
Подчеркнуть правовой статус военнослужащего. Особенности работы военнослужащих;
Изучить особенности социальной защиты военнослужащих;
Опишите гарантии, льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим;
Провести анализ правовых и экономических особенностей пенсионной системы российских военнослужащих;
Выявить текущие проблемы социальной защиты военнослужащих и изучить пути их решения.
В ходе работы использовался статистический и юридический анализ, применялись логико-правовые, сравнительно-правовые, системные и исторические методы исследования.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные работы в области теории государства и права, финансового права, административного права и экономики.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Особенности социальной защиты военнослужащих
Само понятие «военнослужащий» по-разному трактуется в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Так, согласно Закону №166-ФЗ, к военнослужащим отнесены, например, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы[2], а в Федеральном законе Российской Федерации от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» данные категории не названы в качестве военнослужащих[3]. Хотя в целом понятно стремление законодателя в сфере пенсионных отношений унифицировать правовую базу, касающуюся лиц, проходивших военную службу, как в Вооруженных Силах России, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, где такая служба предусмотрена официально.
Особенности труда военнослужащих требуют наличия развитой системы мер специальной (профессиональной) социальной защиты, которая должна обусловливать выполнение одного из основных условий достойной работы: «Работа с достойной заработной платой, со справедливым распределением плодов прогресса»[4].
По мнению И. В. Голобородько, достойные условия труда и его достойная оплата требуют дополнительных затрат, и, несмотря на это, достойная работа выгодна, так как она более производительна и эффективна, повышает конкурентоспособность предприятий. Что касается военных, то дополнительные расходы оправданы повышением общей безопасности страны. Кроме того, достойный труд - это работа, при которой права работников защищены и в которой они активно участвуют в деятельности организации и могут внести наибольший вклад в общее благосостояние[5].
Поэтому социальная защищенность военнослужащих является дополнительным условием обеспечения обороноспособности страны.
Система социальной защиты военнослужащих - это система социально-экономических отношений, направленных на обеспечение материального благополучия и достойного социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита военнослужащих преследует конкретную социальную цель. Он направлен на улучшение материального, морального и психологического состояния военнослужащих и создание условий для их социальной защищенности.
Основное различие между военнослужащими и другими трудоспособными гражданами заключается в том, что гражданин, работающий в различных гражданских структурах, работает «на себя», в то время как военнослужащий при исполнении государственных функций выполняет, прежде всего, волю государства, а не закон. Сиена. При этом, в отличие от других категорий граждан, законодательство ограничивает ряд их конституционных прав и свобод.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в отличие от социальной защиты других категорий граждан, имеет ряд особенностей, основными из которых являются:
1.социальная защита распространяется не только на личность военнослужащего, но и на социальное устройство членов его семьи как во время службы военнослужащего, так и после его увольнения в запас (отставки). Система материального обеспечения военнослужащих остается, по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи военнослужащего.
- социальная защита военнослужащих в значительной степени направлена на поощрение добросовестной службы и компенсацию законодательных ограничений ряда их гражданских прав и свобод, в то время как социальная защита населения осуществляется исключительно с целью снижения социальных рисков и компенсации потери доходов и доходов. прочие доходы в связи с безработицей, инвалидностью, старостью и т. д. соответственно, социальной защите военнослужащих присуще увеличение, по сравнению с другими категориями граждан, размера пенсий, пособий и компенсационных выплат.
3.нормы права системы социальной защиты в основном содержатся в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и другие местные акты в совокупности военно-социального законодательства имеют очень малую долю и играют вспомогательную роль.
4.финансирование системы социальной защиты военнослужащих осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.), которые играют ключевую роль в системе социальной защиты населения России, в системе социальной защиты военнослужащих не используются.