Актуальность.Тема работы выбрана, исходя из того, что подготовка хоккейного вратаря достаточно сложный и поэтапный процесс. Чтобы обеспечить устойчивое развитие, необходим системный подход к подготовке вратарей, начиная с детско–юношеского хоккея.
Вратарь – это отдельная профессия в хоккее. Он является частью команды, полноправно участвует в её жизни и тренировочном процессе. Процесс тренировки вратаря имеет много особенностей, дополнительных целей и задач. Ведь он единственный хоккеист в команде, который играет на протяжении всего матча. Ошибки вратаря всегда на виду, и их результатом чаще всего являются пропущенные шайбы.
Координационные способности очень важны при игре в хоккей. Под двигательно–координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Развитие координационных способностей у вратарей, особенно младшего возраста, имеет значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
На этапе начального отбора во вратари в младшем подростковом возрасте координационные способности являются ключевым фактором, который позволяет эффективно осваивать сложнокоординационные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, точно воспринимать свои движения в пространстве и времени, чередовать напряжение и расслабление.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена возникшим противоречием: между знанием о первостепенной роли развития координационных способностей в подготовке вратарей в хоккее и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ организации тренировочного процесса, направленных на эффективное формирование данных способностей у юных хоккейных вратарей
- Координационные способности и их роль в подготовке юных хоккейных вратарей
Важнейшая задача физического воспитания улучшение двигательной функцией и умение управлять собственными движениями.
Все эти координационные способности в теории связаны с понятием ловкость - способность человека быстро, наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в меняющихся условиях [47; 56].
В понятии ловкости большее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство, называемое пластичностью корковых нервных процессов. От степени проявления которых зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Координационные способности лежат в основе ловкости.
Ловкость своего рода интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений [73].
Скоростные способности:
- быстроту двигательных реакций;
- скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
- частоту (темп) движений [52].
Рассмотрим термин «координация» (от лат. coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок). Термин «координация движений» более многообразно емкий, чем его буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует множество определений координации движений. Но, все они подчеркивают какие–то отдельные аспекты этого явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический) [36].
Одним из наиболее распространенных и общепризнанных является определение Н.А. Бернштейн: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» [65].