Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время возрастает частота экстремальных и стрессовых ситуаций в жизни людей. Войны, катастрофы, стихийные бедствия порождают специфические психологические реакции и переживания.
В последние годы в качестве отдельной единицы выделена категория людей, переживших непредвиденную утрату, формообразующим фактором для которых являются ситуации непредвиденной утраты объекта особой привязанности либо важного другого. В отличие от остальных вариантов жизненных катастроф эта психотравмирующая ситуация затрагивает сферу личных ценностей. Хотя направленность психогенного фактора другая, чем при событиях, связанных с опасностью физическому существованию, такого рода предельная ситуация воспринимается как эквивалентная ей – «непоправимое» ликвидирование личности. Переживание подобных ситуаций сопровождается чувством полной утраты Я, чувством невозможности последующего восстановления.
Проблема последствий травматического и экстремального жизненного опыта привлекает пристальное внимание психологов. Внимательное изучение последствий специфических травм показало, что основные черты человеческой реакции на неконтролируемые жизненные события остаются схожими вне зависимости от природы стрессора, возраста и характерологических особенностей жертвы и других факторов. Данная работа посвящена анализу психологических особенностей переживания утраты близкого, причинам его возникновения, влиянию его на организм человека, а также изучению способов борьбы с последствиями стресса.
В настоящее время, подавляющее большинство исследований в области посттравматического стрессового состояния сосредоточено на изучения психофизиологических, клинических и субъективно-личностных аспектах, то есть изучаются уровни психологического стресса, его сила, реакция людей с различными личностными характеристиками, психосоматическая симптоматика.
При изучении данной проблемы необходимо учитывать тот факт, что в условиях стресса человек может испытывать не только его разрушительные последствия и ощущать себя жертвой, но экстремальная ситуация может способствовать повышению осмысленности жизни и социальных задач личности. Скорейшей адаптации личности к последствиям психологической травмы может способствовать своевременная психологическая помощь.
- Психологические особенности переживания утраты близкого в теориях зарубежных и российских ученых
Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Поток ли это чувств и мыслей, который проходит через наше сознание, пассивно претерпевающее происходящее, или производим какую-то работу, иногда незаметную для самих себя, чтобы вызвать в себе те или другие состояния, либо избавиться от них. И.П.Павлов[1] утверждал, что страх, тоска, печаль – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям. Эти проявления эмоций подрывают энергетику организма, угнетают и ограничивают компенсаторные процессы, иммунные реакции.
К травмам, вызывающим состояние острого горя, относят: смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды); смерть одного из супругов, членов семьи; аварии или катастрофы; развод; утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом; гибель домашнего животного; измена, предательство; утрата невинности (сексуальное насилие, обьюзы); события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности).[2]
По мнению Ф.Е.Василюка, в отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя.[3]
Горе – универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта – специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект.[4]
В зарубежной литературе существует несколько психотерапевтических направлений по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З.Фрейдом, объясняющего механизмы работы печали. Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять всё либидо, связанное с этим объектом. Но требование её не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нём совершается освобождение либидо.[5]
[1] Шейнов В.П. Как управлять собой/ В.П.Шейнов. – 2-е изд. – Минск : Харвест, 2008 с. 231.
[2] Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. - М., 1999. – с.45.
[3] Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., МГУ, 1984 – 200 с.
[4] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., 2001. – 268 с.
[5] Фрейд З. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. М., 1984. – с. 203-211.