Актуальность темы исследования определяется активно развивающимся процессом перевода государством многих важнейших видов предпринимательской и профессиональной деятельности на саморегулирование, который сопровождается постоянным ростом числа Предприятий некоммерческого партнерства (СРО). Институт саморегулирования рассматривается органами государственной власти в качестве одного из основных элементов процесса дебюрократизации экономики страны и формирования органов регулирования не путем их назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активных профессионалов. В связи с этим осуществляется разработка моделей сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности.
Создание и деятельность Предприятий некоммерческого партнерства (СРО; в такие организации входят представители одной отрасли) в России регулируется законом "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года.
Государство передает СРО функции по разработке стандартов и правил ведения деятельности, контролю за их соблюдением, привлечению к ответственности нарушителей, урегулированию споров и др. В настоящее время предусмотрено создание СРО в таких отраслях, как строительство, проектирование, арбитражное управление, аудит, оценка, энергетика, реклама и ряде других. По данным известного портала существует уже более 700 СРО, из них около 200 работают в строительстве.
Предприятия некоммерческого партнерства представляют собой значимый институт публичного профессионального регулирования, реально заложивший основы для цели сокращения избыточного присутствия государства в экономике.
Целью работы является исследование роли Предприятий некоммерческого партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере строительства в РФ.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать государственную политику: основные подходы к исследованию и сущностные характеристики.
2. Рассмотреть место Предприятий некоммерческого партнерства в государственной политике.
3. Изучить государственную политику в строительной отрасли.
4. Изучить особенности становления и развития Предприятий некоммерческого партнерства в РФ.
Объект исследования - основные направления в сфере строительства Предприятий некоммерческого партнерства в современных условиях.
Предмет исследования - факторы и тенденции реализации Предприятий некоммерческого партнерства в условиях реформирования российского общества.
Методы исследования - системный подход, анализ документов, общелогические методы.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретическую основу исследования составили идеи, и труды правоведов разного времени. В их числе, как представители классической русской юридической науки, так и российские ученые, в частности, Т.Е. Абова, В.К. Андреев, К.Н. Анненков, И.А. Близнец, С.Н. Братусь, Л.И. Булгакова, E.H. Васильева, Е.В. Васьковский, B.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов, H.JI. Дювернуа, A.A. Евецкий, И.В. Ершова, C.С. Занковский, О.С. Иоффе, К.Д. Кавелин, Н.И. Клейн, Н.В. Козлова, O.A. Красавчиков, В.В. Лаптев, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, И.Б. Новицкий, В.В. Орлова, Г.Д. Отнюкова, Е.А. Павлодский, А.П. Печников, Н.В. Ростовцева, O.A. Рузакова, А.П. Сергеев, Л.С. Симкин, В.Н. Синельникова, Е.А. Суханов, Э.В. Талапина, Ю.А. Тихомиров, Ю.К. Толстой, В.Е. Чиркин, Л.И. Шевченко, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Яковлев и др[1].
Однако результаты, полученные в имеющихся работах, не позволяют решить многие теоретические и практические проблемы саморегулирования. Кроме того, отсутствуют правовые исследования СРО как субъектов права в свете их предназначения, в том числе с точки зрения ограничения вмешательства государства в гражданско-правовые отношения.
Таким образом, Предприятия некоммерческого партнерства как правовое явление нуждаются в дальнейшем научном осмыслении, а их законодательное регулирование - в совершенствовании.
Методологическая основа исследования. В процессе работы использовались общие методы научного познания, в том числе методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), а также методы, применяемые как на теоретическом (анализ, синтез, прогнозирование, моделирование и др.), так и на практическом уровне. Диалектический метод и метод системного анализа послужили основой изучения закономерностей развития видов регулирования профессиональной деятельности. Слабая изученность объекта исследования предопределила необходимость использования таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез. Из набора специальных методов исследования чаще других применялись формально-юридический анализ, исторический метод, а также метод сравнительного правоведения, позволяющий провести сопоставимый анализ различных норм права. Сочетание указанных методов позволило провести комплексный теоретический анализ исследуемой правовой категории, выявить ее сущность, определить недостатки теоретической основы и юридической базы, а также сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность СРО.
Предприятие некоммерческого партнерства (Саморегулируемая организация ) (СРО) представляет собой профессиональное или отраслевое объединение физических и (или) юридических лиц, имеющих право самостоятельно и инициативно осуществлять предпринимательскую и (или) профессиональную деятельность, созданное на основе членства, в форме ассоциаций или союзов в целях разработки стандартов и правил предпринимательской и (или) профессиональной деятельности своих членов, внесенное в соответствующий государственный реестр Предприятий некоммерческого партнерства и наделенное полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением принятых стандартов и правил своими членами, а также обладающее правом устанавливать и применять систему мер дисциплинарного воздействия к своим членам за их нарушение.
Глава 1. Государственная политика и Предприятия некоммерческого партнерства
1.1. Государственная политика: основные подходы к исследованию и сущностные характеристики
Государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
1) законность;
2) демократизм;
3) гуманизм;
4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;
5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства .
Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни. Государственная политика это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении[2].
Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает[3]:
- защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
- обеспечение социальной активности;
- создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл»[4], состоящий из нескольких последовательных действий.
1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики)[5].
2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).
[1] Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. -М.: Статут; РАП, 2008. Анненков К.Н. Система русского гражданского права. T. I. Введение и общая часть. СПб, 1899 // Электрон.ресурс. http://civil.consultant.ru/elib./books. Близнец И.А., Завидов Б.Д. Правовые проблемы совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности и необходимости ее защиты / Под общей редакцией И.А. Близнеца. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования.1. М., 2005. Васьковский E.B. Учебник гражданского права // Электрон.ресурс. http://civil.consultant.ru/elib./books. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Экзамен, 2009. Евецкий A.A. О юридических лицах. 1903. // СПС КонсультантПлюс. Ершова И. В. Предпринимательское право. М., Юриспруденция, 2009. 5-е издание. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. T.l. -М.: Статут, 2005. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.
[2] Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. -М., 2011.
[3] Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. -М.: Статут; РАП, 2008.
[4] Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. -М., 2011.
[5] Интернет источник: lib.4i5.ru›cu263.htm