Введение
- История зарождения этнопсихологии в России
- Истоки проявления интереса к этнопсихологии и особенности
ее зарождения в России
- Развитие этнопсихологии в России в ХХ в
- Национально-психологические особенности народов
России (Удмурты)
Заключение
Список использованной литературы
Особый интерес в России всегда вызывали национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства. Само же решение вопросов национального строительства, проблем межнациональных отношений, правильное осмысление различных форм взаимодействия и взаимного проникновения национальных культур, своеобразия поведения представителей конкретных этнических общностей всегда требовало изучения особенностей национальной психологии людей, которая опосредует все формы межнациональных отношений. От правильного ее учета зависит и укрепление связей между народами, их взаимопонимание, дружба и сотрудничество.
Этнопсихология как наука зародилась первоначально в России на полтора десятилетия раньше появления теории психологии народов М. Лацар с Г. Штейнталя и В. Вундта, которых за рубежом считают основателями этой отрасли знаний. В конце XIX начале ХХ вв. в России были обнародованы первые обширные прикладные этнопсихологические исследования многих наций. На Западе аналогичные публикации относятся к 30-40-м годам двадцатого столетия. Российские ученые сегодня могут гордиться научным этнопсихологическим прошлым своей страны и должны продолжать славные традиции своих предшественников.
К концу Х1Х в. отечественная наука пришла с конкретными результатами в развитии этнической психологии. Была разработана достаточно прогрессивная и убедительная для того времени теоретическая и методологическая основа для осмысления сущности и своеобразия национально-психологических феноменов, под которыми понимались конкретные особенности функционирования черт национального характера различных народов, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, религии, обычаев и нравов их существования и проявляющиеся в действиях, поступках, поведении их представителей.
Это позволило российским ученым начать эффективное изучение национально-психологических особенностей большинства этнических общностей страны, а затем и использовать полученные данные в управлении населением, регулировании межнациональных отношений, обучении и воспитании людей.
Этнология и этнопсихология имеют один объект исследования - это национальные общности, но предмет изучения у них разный. Первую интересуют быт и культура, демографические характеристики народов, а вторую - закономерности и особенности их психики, самосознания, черт национального характера и т.д., которые проявляются в быту, культуре, традициях, поведении представителей национальных общностей
-
История зарождения этнопсихологии в России
1.1 Истоки проявления интереса к этнопсихологии и особенности ее зарождения в России
Проблема изучения особенностей психологического облика представителей различных народов нашей страны возникла как результат естественного стремления познать специфику поведения и обычаи своих соседей, поддерживать с ними тесные политические, экономические и культурные отношения и связи.
Россия - многонациональное государство, поэтому подобные исследования вызывались и инициировались объективными, жизненными обстоятельствами. Наша страна сразу же стала лидером в изучении национально-психологических особенностей людей, разработке методологических и теоретических проблем новой отрасли знаний. Именно в России этническая психология намного раньше, чем за рубежом, выделилась в самостоятельную отрасль знаний и уже к концу ХХ в. накопила опыт непосредственного исследования особенностей психики большинства народов России.
Вопреки длительно время существовавшему на Западе мнению, будто социально-психологические явления практически не поддаются изучению и тем более прогнозированию, ученые и прогрессивные деятели в России всегда исходили из того, что люди являются носителями и выразителями определенных взглядов, идей, социальных ценностей, традиций, чувств, на- строений, которые не только можно исследовать, но и обязательно надо принимать во внимание в совместной деятельности, а затем на этой основе строить предположения о социальных перспективах развития общества.
Отсюда родилось и понимание того, что духовная жизнь социальных групп (от самых простейших до классов, наций, религиозных конфессий, политических институтов) и ее психологическое содержание, будучи отражением определенных условий повседневного бытия и общественных отношений, играют в то же время активную роль в историческом процессе, является внутренней основой его развития. Всестороннее изучение ее, таким образом, представляет огромный практический интерес, не должно оставаться вне сферы внимания представителей различных областей научных знаний.
Особый интерес в России всегда вызывали национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства. Само же решение вопросов национального строительства, проблем межнациональных отношений, правильное осмысление различных форм взаимодействия и взаимного проникновения национальных культур, своеобразия поведения представителей конкретных этнических общностей всегда требовало изучения особенностей национальной психологии людей, которая опосредует все формы межнациональных отношений. От правильного ее учета зависит и укрепление связей между народами, их взаимопонимание, дружба и сотрудничество.