Введение.
Глава 1. Акцизы как пошлинное налогообложение.
1.1 Акцизы в системе налоговых платежей.
1.2 Экономическая сущность акцизного налогообложения.
1.3 Фискальная и регулирующая функции акцизов.
Глава 2. Элементы налогообложения акцизами.
2.1 Объекты налогообложения.
2.2 Виды ставок налогообложения.
2.3 Налоговая база и порядок исчисления и уплаты акцизов.
Глава 3. Анализ современной системы акцизного налогообложения в РФ.
3.1 Роль акцизов в системе косвенного налогообложения.
3.2 Характеристика роли акцизов в формировании доходной части Федерального бюджета РФ.
3.3 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения в РФ.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложение.
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей — законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание.
Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. . Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.
Специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
Актуальность настоящей работы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением республиканского и местных бюджетов.
Исходя из актуальности данной проблемы, целью работы является рассмотрение теоретических аспектов акцизов в РФ, их значение в формировании доходной части Федерального бюджета России, выявление путей их совершенствования.
Для реализации поставленной цели надо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, назначение и функции акцизов;
- дать поэлементную характеристику акцизов в РФ;
- дать анализ современной системы акцизов в России;
- определить основные пути совершенствования акцизного обложения в РФ.
Объект исследования – акцизы в Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности акцизов, как пошлинного налогообложения, их роль в формировании доходов бюджета России и пути совершенствования таможенной системы РФ.
При написании курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, источники Интернет.
Глава 1. Акцизы как пошлинное налогообложение
1.1 Акцизы в системе налоговых платежей
Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически-принудительно». Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов – стали первыми видами денежных платежей в казну государства.
Объяснение столь широкого распространения косвенных налогов давали многие русские и западные экономисты. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:
- налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;
- исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;
- сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.
В настоящее время налоговая система большинства стран мира, строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком.
С точки зрения решения фискальной функции косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с разными базами налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. [18,с.54]
Преимущества косвенных налогов связаны с их ролью в формировании доходов бюджета. Косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики:
- косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это дает средства для финансирования расходов;
- косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, и достаточно высока вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, т.к. без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить;
- потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. До сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов страны, без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов;
- косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.