Введение.
Глава 1. Управление формированием операционной прибыли на основе системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли".
- 1.1. Определение объема реализации продукции.
- 1.2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность.
- 1.3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы валовой операционной прибыли.
Глава 2. Элементы операционного анализа.
- 2.1. Понятие операционного анализа.
- 2.2. Процесс операционного анализа.
- 2.3. Дополнительные результаты анализа.
Глава 3. Операционный рычаг как фактор коммерческого риска.
- 3.1. Операционный леверидж..
- 3.2. Операционный рычаг и коммерческий риск.
- 3.3. Метод выбора структуры капитала по соотношению операционного и финансового рычагов.
Заключение.
Список используемой литературы.
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами.
В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX-XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название „финансовый менеджмент".[1]
За более чем столетний период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем - если при его зарождении он рассматривал в основном финансовые вопросы создания новых фирм и компаний, а впоследствии - управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления управления финансовой деятельностью предприятия. Ряд проблем финансового менеджмента в последние годы получили свое углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний - финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном финансовом управлении. Значительная часть исследователей за разработку отдельных проблем финансового менеджмента удостоены Нобелевских премий.
Отечественный финансовый менеджмент, в отличие от западного, который уже „отстоялся" в условиях стабильной рыночной экономики, характеризуется высоким динамизмом своего методического аппарата, определяемом быстрыми изменениями условий внешней и внутренней финансовой среды.
Те управленческие решения, которые еще вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату.
В связи с этим, искусство управления финансами предприятия требует на современном этапе своевременной корректировки его финансовой философии и стратегии, постоянного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений, использования новых финансовых технологий и инструментов в реализации этих решений.
Привлечение капитала в компанию требует целого ряда сложных и многогранных решений.[2] Эти решения касаются набора конкретных финансовых инструментов; графика и планирования денежных поступлений и выплат разным категориям инвесторов; рисков, возникающих при использовании разных финансовых инструментов, и методов их контроля; правовых условий заключаемых договоров; структурирования сделок. И в водовороте возникающих проблем нельзя упустить стратегическую природу и последствия таких решений. Соответствует ли политика финансирования вашей компании стоящим перед ней стратегическим задачам? Всегда ли сделки, заключенные в области привлечения капитала, ведут к росту стоимости компании? Чтобы всесторонне изучить этот аспект, необходимо провести грамотный анализ.
Прибыль, финансы и чистый доход общества - объективно и неразрывно связанные между собой категории, охватывающие разные уровни единого процесса распределения. Чистый доход общества служит основным источником финансовых ресурсов, образования централизованных фондов и доходов государства.[3]
Перевод российской экономики на новые для нее рыночные формы хозяйствования заставляет продолжить исследования в области определения оптимальных пропорций функционирования финансового механизма распределения прибыли предприятий между государством, собственниками предприятий и наемными работниками.
По существу, это проблема определения предельных и оптимальных границ формирования и распределения прибыли предприятий с учетом эффективности использования ограниченных природно-сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов. Несмотря на небольшой период функционирования российской экономики, уже сейчас назрела необходимость вносить дополнительные изменения и корректировки в существующую практику механизма формирования и распределения прибыли хозяйствующих субъектов. В этом направлении предстоит еще много сделать финансовой науке, важной областью которой является теория распределения прибыли.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством.[4] С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.
Тем не менее, изучение этой области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество не исследованных или спорных проблем, которые требуют своего решения. Необходимо дополнительное теоретическое осмысление сущности, функций, форм и внутренней структуры прибыли, а также всего механизма распределения прибыли для более правильной ориентации в существующей ситуации на предприятии с целью правильного принятия управленческого решения, опираясь на знания, накопленные мировой наукой и практикой с учетом их разумного применения к специфике российских условий.
Нуждаются в разработке следующие вопросы теории и практики распределения прибыли предприятий в России: определение и установление предельных и оптимальных границ реинвестировании прибыли с учетом выбора альтернативной дивидендной политики; оптимизация форм и методов распределения прибыли в зависимости от целей, характера и особенностей осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо найти действенные пути их активизации в сложившихся современных условиях хозяйствования у нас в стране.[5]
Недостаточная разработанность перечисленных проблем обусловила актуальность избранной темы исследования. Поэтому в предложенной работе автор предпринимает попытки посильного решения названных и других теоретических и практических аспектов развития финансового механизма распределения прибыли в России.
Глава 1. Управление формированием операционной прибыли на основе системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли"
Основу валовой прибыли предприятия составляет его операционная прибыль. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается в первую очередь как процесс формирования прибыли от реализации его продукции.[6]
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
Механизм этой системы предусматривает последовательное формирование маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия.
- Расчет маржинальной операционной прибыли предприятия осуществляется по следующим формулам:[7]
Где:
МПо - сумма маржинальной операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо - сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧДо - сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ИПост - сумма постоянных операционных издержек;
НДС - сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
- Расчет валовой операционной прибыли предприятия производится по таким алгоритмам:[8]
Где:
ВПо - сумма валовой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо - сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧДо - сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
МПо - сумма маржинальной операционной прибыли;
Ио - совокупная сумма операционных издержек;
Ииер - сумма переменных операционных издержек;
НДС - сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
[1] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебное пособие.- М.; Финансы и статистика, 1998г.
[2] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебное пособие.- М.; Финансы и статистика, 1998г.
[3] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ника-Центр», 2000г.
[4] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ника-Центр», 2000г.
[5] Финансы предприятия: Учебное пособие /М.В. Романовского. – Спб.: «Бизнес пресса», 2000г.
[6] Финансы предприятия: Учебное пособие /М.В. Романовского. – Спб.: «Бизнес пресса», 2000г.
[7] Финансы предприятия: Учебное пособие /М.В. Романовского. – Спб.: «Бизнес пресса», 2000г.
[8] Финансы предприятия: Учебное пособие /М.В. Романовского. – Спб.: «Бизнес пресса», 2000г.