Введение
- Характеристика спроса в общественном питании
1.1. Определение потребительского спроса
1.2. Понятие, сущность и особенности формирования спроса
в общественном питании
1.3. Факторы, влияющие на объем и структуру спроса
- Виды спроса в общественном питании
2.1. Типология спроса в общественном питании
2.2. Характеристика видов спроса в общественном питании
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время нет комплексных исследований по вопросам формирования и активизации потребительского спроса на отечественном рынке товаров народного потребления. Более того, анализ имеющихся на данный момент научных разработок, прежде всего исследования в сфере рекламы как механизма активизации потребительского спроса в современной экономике России, позволяет утверждать, что многие вопросы (например, региональные особенности рекламной деятельности в нашей стране), являются практически неизученными, что в свою очередь предоставляет большое поле деятельности для исследования.
Целью работы является выявление сущности спроса в общественном питании.
Задачи работы:
1. Определение потребительского спроса.
- Характеристика понятия, сущности и особенностей формирования спроса в общественном питании.
- Определение факторов, влияющих на объем и структуру спроса.
- Классификация спроса в общественном питании.
- Характеристика видов спроса в общественном питании.
Объектом исследования является характеристика спроса в общественном питании.
В качестве предмета исследования выбраны виды спроса в общественном питании и факторы, на них влияющие.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как Александрова Ю.Л., Балабанова И.Т., Батраевой Э.А., Голубкова Е.П., Ефимовой О.П., Карсекина В.И., Пятницкой Н.А., Шелегда Б.Г. и др.
-
Характеристика спроса в общественном питании
1.1. Определение потребительского спроса
Одним из основных элементов потребительского рынка является категория «потребительский спрос», который, по сути, есть одна из движущих сил рыночных отношений. Он является частью базовой модели спроса и предложения, способной охарактеризовать функционирование всей экономики.[1]
Существование и развитие явления «потребительский спрос» связано с формированием потребительского рынка - рынка потребительских товаров, то есть товаров, предназначенных для конечного непроизводственного потребления. Потребительский рынок является обязательным институтом любой экономической системы. Важность этого института обусловлена тем, что потребительский рынок представляет собой промежуточную стадию между производством и потреблением. Совершенно очевидно, что производство не может существовать ради производства. Оно призвано удовлетворять потребности людей. В связи с этим возникает необходимость в потребительском рынке, обеспечивающим продвижение товара от производителя к потребителю, и на удовлетворение которого, в конечном итоге, ориентирована вся структура экономики.
Функционирование потребительского рынка прямо связано с формированием на нем соответствующего спроса, который здесь представлен потребительским спросом - спросом на товары, обращаемые на потребительском рынке.
Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.[2]
Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье, в духовной жизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.
В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рассмотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).[3]
В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому назначению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.
С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, экономического региона, края, области, города и т.д.
Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация микроспроса представлена в Приложении 1.
[1] Елисеев А.С. Современная экономика. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. – С. 12
[2] См. там же. – С. 19
[3] Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – С. 61