Введение
- Сущность и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъектов административного права
1.2 Классификация субъектов административного права
1.3 Сущность и структура административно-правового статуса индивидуальных субъектов
- Анализ особенностей правового положения граждан как субъектов административного права
2.1 Права и обязанности граждан Российской Федерации в административно-правовой сфере
2.2 Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина
2.3 Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
В условиях построения в нашей стране демократического правового государства в основе отношений, складывающихся между государством и личностью, лежат закреплённые в Конституции Российской Федерации положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, об обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать, об их признании и гарантированности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, об неотчуждаемости основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения, о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 17, 18). Все это говорит о коренном изменении подхода к построению взаимоотношений личности и государства, а также, предполагает активное продолжение ранее начатых научных исследований в данной области.
Права и свободы человека и гражданина стали определяющими при формировании всей системы государственно-правовых и социальных отношений в нашей стране, а степень их обеспеченности и гарантированности является важнейшим показателем зрелости гражданского общества и построения правового государства.
Важнейшим институтом при определении прав и обязанностей граждан Российской Федерации является институт гражданства Российской Федерации.
Понятие «гражданин» (лат. «civis») представляет собой социальный, и, в тоже время, правовой аспект характеристики человека, и подразумевает под собой принадлежность лица к государству, определённое взаимодействие личности и государства.
Так, Гражданство Российской Федерации, по определению, это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, при этом, гражданство РФ является единым и равным, независимо от способов его приобретения.
Тема данной работы является актуальной, т.к. содержание административно-правового статуса гражданина РФ предоставляет (есть) набор необходимых компонентов для полноправного его участия в сфере управления и самостоятельности вступления, в том числе, в административные правоотношения.
Степень изученности выбранной темы курсовой работы довольно глубоко разработана учеными, однако до сих пор существует ряд проблем, по которым нет однозначного мнения, как в научной среде, так и в практике. Изучением теоретических и практических аспектов выбранной темы занимались такие ученые-правоведы как Гришко А.В., Гришаев С.П., Князев С.Б. и многими другими учеными.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере участников административно-правовых отношений. Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение граждан как субъектов административного права.
Целью курсовой работы является исследование граждан Российской Федерации как субъектов административного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие адачи исследования:
- Раскрыть понятие субъектов административного права.
- Исследовать классификацию субъектов административного права.
- Рассмотреть сущность и структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов.
- Охарактеризовать права и обязанности граждан Российской Федерации в административно-правовой сфере.
- Проанализировать гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина.
- Раскрыть особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, сравнительно-правовой, анализ нормативно-правовой документации и литературы. Раскрытие темы производилось с использованием положений и выводов, содержащихся в нормативно-правовых актах российского законодательства и в трудах по административному праву.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Сущность и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъектов административного права
Субъект административного прав а - это уча стник административных прав оотношений, в кот орые он вступает либо по желанию, либо в сил у до лжностных об язанностей. Например, граждан ин оспаривает в суд е по становление, при нятое орган ом ис полнительной вла сти, если оно на рушает прав а и сво боды граждан ина. Он вправе не оспаривать это по становление. Традиционно сред и субъектов административного прав а вы деляют физическое или юридическое лиц о (орган изация), по следние осуществляют функции ис полнительной вла сти, вы полняют координирующие, контрольно-на дзорные, рас порядительные по лномочия в об ласти госуд арственного управления и местного сам оуправления, а так же они рас сматривают прав онарушения, со вершаемые физическими и юридическими лиц ами в хозяйств енной, на логовой, финансов ой, таможенной сфер е, в сфер е об щественного по рядка и т. д.
Различаются инд ивидуальные и коллективные субъекты административного прав а. К инд ивидуальным субъектам от носятся граждан е РФ, ино странные граждан е и лиц а без граждан ства. Они не со стоят в устойчивых орган изационных от ношениях с орган ами ис полнительной вла сти. Субъектами административно-прав овых от ношений граждан е ста новятся в сил у со вершения де йствия, вы полнения об язанности, по лучения раз решения (лиц ензии) госуд арственного орган а, оспаривания в суд е де йствий (без действия) или решения орган ов ис полнительной вла сти и т. д. Индивидуальным субъектом административного прав а так же является госуд арственный слу жащий или до лжностное лиц о. Эти лиц а за нимают до лжности в госуд арственных орган ах, на ходятся в устойчивых и не прерывных орган изационных от ношениях с госуд арственными орган ами; их ста тус регламентирован за конодательством; они вы полняют комп етенцию госуд арственных орган ов и им еют госуд арственно-вла стные по лномочия; де йствуют и при нимают решения от им ени госуд арственных орган ов.
Коллективный субъект административного прав а пре дставляет со бой групп у людей - орган изацию, кот орая вы ступает сам остоятельным субъектом прав а; де ятельность и их по рядок со здания регламентированы за коном. Коллективные субъекты административного прав а де йствуют от сво его им ени, норм ативные прав овые акт ы на деляют их прав ами и во злагают на них об язанности.
В ста бильном граждан ском об ществе и прав овом госуд арстве регулирование прав ового по ложения граждан ина как субъекта административного прав а за нимает цен тральное место, где госуд арство в вид е госуд арственных орган ов и до лжностных лиц при званы слу жить об ществу. Основной за дачей госуд арства и прав а, как сред ство вы полнения госуд арственных функций является об еспечение раз вития граждан ского об щества, за щиты по рядка и без опасности граждан .
Основной характер истикой граждан как уча стников административных от ношений является то, что они де йствуют как час тные лиц а, то есть осуществляют личные граждан ские прав а и об язанности в сфер е ис полнительной вла сти, а не прав а до лжностных лиц .
Административно-прав овое по ложение граждан определяется административной прав осубъектностью, об разуемой административной прав оспособностью и де еспособностью. Гражданин как уча стник административных прав оотношений и субъект административного прав а, до лжен об ладать административной прав оспособностью. Она по дразумевает во зможность им еть субъективные прав а и ис полнять юридические об язанности административно-прав ового характер а, об еспеченную госуд арством. Административная прав оспособность во зникает с рождения и пре кращается со смертью.