Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационного потенциала
1.1 Понятие инновационного потенциала организации
1.2 Роль и особенности формирования инновационного потенциала в организации
1.3 Оценка инновационного потенциала организации
Глава 2. Анализ инновационного потенциала организации ООО «Стройбат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройбат»
2.2 Оценка инновационного потенциала развития предприятия
2.3 Мероприятия по совершенствованию инновационного потенциала ООО «Стройбат»
Заключение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что каждая организация стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции исходя как из ценовых, так и неценовых факторов. Современная рыночная экономика характеризуется усилением конкуренции, в котором важным фактором успеха становится степень инновационной активности предприятий, вовлеченных в конкурентную борьбу за потребителя.
В связи с этим все более важную роль приобретают вопросы выявления таких возможностей организации, которые позволили бы обеспечить использование новых производственных технологий, и производство инновационной продукции, что в результате позволит увеличить конкурентоспособность продукции на рынке.
Сбалансированное экономическое развитие невозможно вне инноваций, поскольку они играют ключевую роль. Реализация различных форм инновационной деятельности в фирме возможна именно при существовании достаточного уровня потенциала.
На современном этапе развитие экономики государства тесно связано с научным и инновационным потенциалом компаний, который обусловлен материально-технической платформой функционирования, трудовыми и финансовыми ресурсами. Кроме того, основополагающим фактором в стратегической политике организации становятся именно инновации. Неэффективное использование собственного инновационного потенциала предопределяет снижение своих позиций на рынке в пользу передовых фирм.
Главным фактором экономического роста и обеспечение надлежащего места отечественной экономики в мировой экономической системе является эффективное использование инноваций, которые превращаются в решающий фактор социально- экономического развития и играют ведущую роль в решении экономических, экологических, социальных и культурных задач. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение комплекса вопросов относительно инновационной деятельности предприятий и в частности, инновационного потенциала как системного показателя, который характеризует уровень эффективности предприятия в реализации стратегии инновационного развития. Инновационный потенциал является надежной основой для обеспечения эффективности инновационной деятельности предприятия
Предприятие представляет собой сложную систему с определенным набором структурных элементов. Ключевым фактором эффективного функционирования данной системы является поддержание и прирост уровня ее конкурентоспособности. Необходимо отметить, что на сегодняшний день это возможно только при высоком уровне инновационной активности предприятия. Эффективная инновационная политика является фактором, обеспечивающим прирост, как уровня прибыли, так и степени конкурентоспособности субъекта рынка. Однако такой уровень инновационной активности сопряжен со значительной степенью риска. Соответственно, налицо необходимость развития методик, позволяющих снизить риск принятия неверного управленческого решения в процессе стратегического планирования инновационной деятельности. Инновационный потенциал, как мера инновационных возможностей предприятия, является одним из ключевых параметров при определении стратегических планов предприятия, включающих программу инновационного развития.
Данному вопросу посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей.
Цель работы – изучить инновационный потенциал организации ООО «Стройбат».
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Дать понятие инновационного потенциала организации;
Выявить роль и особенности формирования инновационного потенциала в орагнизации;
Рассмотреть оценку инновационного потенциала организации.
- Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Стройбат»;
- Представить анализ внешней и внутренней среды ООО «Стройбат»;
- Дать оценку инновационного потенциала развития предприятия;
- Разработать направления инновационного потенциала ООО «Стройбат».
Объект исследования - ООО «Стройбат».
Предмет исследования – инновационный потенциал ООО «Стройбат».
Методы исследования – наблюдение, статистический, математический, хронологический, сравнение, графический.
Период исследования предприятия: с 2019 года по 2021 год.
Информационной базой для написания работы явились документы финансовой отчетности ООО «Стройбат», а также учебная и научная литература по тематике работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного исследования можно подготовить мероприятия по совершенствованию инновационного потенциала ООО «Стройбат».
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационного потенциала
1.1 Понятие инновационного потенциала организации
Обобщая исследование литературных источников в экономической области, следует отметить, что реализация различных направлений в инновационной деятельности предпринимательских структур возможна при существовании достаточной степени инновационного потенциала, однако данная экономическая категория ещё достаточно не изучена учёными. На сегодняшний день отсутствует единое мнение о сущности, структуре и трактовке понятия «инновационный потенциал предприятия» [18].
В настоящее время в отечественной литературе отсутствует единое определение инновационного потенциала предприятия.
Так, например, Ю. А. Анисимов [2] в качестве составляющих структуры инновационного потенциала предлагают следующее: финансово - экономические возможности предприятия; научно - технические возможности; состояние организационных возможностей предприятия; кадровые возможности. По его мнению, инновационный потенциал, - это совокупность продуктов, находящихся на разных стадиях разработки, освоения или расширения производства; возможностей создать, производить и совершенствовать продукцию; умение организовать разработку, производство и продажу товаров лучших, чем у конкурентов, наиболее полно соответствующих требованиям покупателей.
При таком различии подходов нельзя не обратить внимание, что большинство исследователей все же рассматривают инновационный потенциал как совокупность возможностей, выраженных в наборе определенных ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.) известно, что ресурсы, вовлеченные в процесс производства некоторого продукта, становятся факторами этого производства. Факторный подход к определению инновационного потенциала организации позволяет учитывать не только всю совокупность привлеченных ресурсов, но и всю совокупность возможностей использования производительной силы ресурсов.
Первый теоретический подход базируется на идентификации инновационного потенциала с помощью нововведений, новых продуктов, производств и услуг. Здесь предполагается, что инновационный потенциал представляет собой совокупность процедур по формированию инновации от возникновения идеи до реализации научно-исследовательских и конструкторских работ и дальнейшего распространения результатов. Иначе говоря, инновационный потенциал - это способность компании создавать новшества, инновации, что не может обойтись без научно-технической деятельности и дальнейшего применения инновации в качестве эффективного экономического инструмента.
Такой подход не совсем соответствует нормативно-методическим рекомендациям в инновационной сфере, где обозначено, что инновационно-активные компании - это те, которые и формируют, и потребляют созданные инновации.
Вместе с тем исследование определения категории «инновация» с международной точки зрения указывает на то, что это новшество, готовое к осуществлению.
Таким образом, принимается второй теоретический подход учёных, который подразумевает, что инновационный потенциал - это способности фирмы к формированию, внедрению, осваиванию как заимствованных, так и собственных инновационных технологий. Тогда можно прийти к выводу, что компании должны обладать инновационным потенциалом и возможностями для его осуществления в рыночном сегменте.