Введение
Глава 1. Теоретические основы организации инновационных процессов создания электромашиностроительной продукции
1.1. Сущность и особенности организации инновационного процесса в электромашиностроительной отрасли
1.2. Факторы, влияющие на организацию инновационных процессов при создании электромашиностроительной продукции
1.3. Анализ состояния инноваций в электромашиностроительной отрасли
Глава 2. Анализ организации инновационных процессов ОАО «Сиблитмаш»
2.1. Общая характеристика ОАО «Сиблитмаш»
2.2. Оценка эффективности инновационных процессов
2.3. Анализ рынка электромашиностроительной продукции и возможности быстрого выхода на рынок
2.4. Направления оптимизации организации инновационного процесса создания электромашиностроительной продукции с целью быстрого выхода на рынок
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Современные условия хозяйствования, обусловленные рыночными отношениями в экономике, характеризуются нестабильностью рынков электромашиностроительной продукции и электромашиностроительных услуг, значительным уровнем конкуренции электромашиностроительных организаций на указанных рынках, неопределенностью в объемах инвестиций и строительства. Электромашиностроительный комплекс является одним из ведущих комплексов российской экономики. Можно утверждать, что от уровня развития электромашиностроительной отрасли зависит потенциал государства, его конкурентоспособность на внешних рынках, уровень социального развития государства. Общеизвестно, что вектор и уровень развития любого электромашиностроительного комплекса во многом зависит от наличия и грамотной реализации инновационных проектов. Несмотря на наличие многочисленных теоретических и практических разработок на сегодняшний день отсутствует единая проработанная инновационная политика для предприятий отрасли.
Инновации являются основой выживания российских промышленных предприятий в современных условиях. Освоение выпуска новых видов электромашиностроительной продукции и методов производства являются необходимым для поддержания уровня конкурентоспособности промышленного предприятия. Интерес к проблемам теории инноваций в последнее время резко возрос, о чём свидетельствует постоянно возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе методологический аппарат инноваций для электромашиностроительной отрасли разработан далеко не полностью. При этом один и тот же термин трактуется по-разному, либо отождествляется.
Управление инновациями в электромашиностроительной отрасли может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Расширение номенклатуры электромашиностроительных услуг за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, обычно делается с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Осуществление инновационного стратегического потенциала обычно требует длительного времени, что приводит к необходимости учета фактора времени. Осуществление инноваций – протяженный во времени процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инновационную политику. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инновационной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Разработка инноваций в сфере строительства – необходимая стратегическая цель для предприятий различных форм собственности – и государственной, и акционерной, и частной, также для активно действующих и потенциальных инвесторов (инновационных фондов, банков, кредитных учреждений, иностранных инвесторов и т.д.).
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что инновации выступают одним из важнейших факторов и необходимым условием экономического развития электромашиностроительного предприятия. Это обусловлено тем, что инновации затрагивают глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. От качественных и количественных характеристик инноваций, интенсивности инновационных процессов зависят производственный потенциал предприятия, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура.
Целью исследования является совершенствование организации инновационных процессов создания электромашиностроительной продукции с целью быстрого выхода на рынок. Для достижения цели исследования следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации инновационных процессов создания электромашиностроительной продукции.
2. Дать оценку эффективности инновационных процессов.
3. Провести анализ рынка электромашиностроительной продукции и возможности быстрого выхода на рынок.
4. Оценить возможности создания инновационной электромашиностроительной продукции и выхода на рынок.
5. Разработать модель инновационного процесса создания электромашиностроительной продукции.
6. Оценить эффективность разработанных мероприятий.
Объектом исследования является электро-машиностроительно-монтажная организация, выступающая в качестве генподрядчиков и субподрядчиков инвестиционно-электромашиностроительной деятельности. Предметом исследования является организации инновационных процессов создания электромашиностроительной продукции с целью быстрого выхода на рынок.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют классические и современные труды зарубежных и отечественных специалистов в области управления инновациями, а также нормативно-правовые документы.
Методы исследования: анализ и синтез экономических процессов и явлений; системный анализ, факторный анализ, группировка данных, сравнительный анализ и метод экспертных оценок.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения рекомендаций в практике конкретного электромашиностроительного предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации инновационных процессов создания электромашиностроительной продукции
1.1. Сущность и особенности организации инновационного процесса в электромашиностроительной отрасли
Эффективность электромашиностроительного производства, как, будет выше при правильной, четкой организации всех отдельных этапов, рабочих процессов, соблюдении последовательности. Электромашиностроительный сектор является социально важным вследствие нескольких факторов. Во-первых, в электромашиностроительном производстве задействовано большое количество работников. Соответственно, эта отрасль является важной с точки зрения занятости населения. Особенно остро снижение объемов в электромашиностроительном производстве ощущалось в период кризиса. В это время произошло большое высвобождение работников, что повлекло за собой усиление социальной напряженности. Во-вторых, компании, которые работают в электромашиностроительной отрасли, являются одними из самых крупных рекламодателей. Это объясняется тем, что им необходимо привлекать покупателей на свою продукцию.
Если ранее основным фактором экономического роста были инвестиционные вложения, то теперь преимущества на рынке можно получить в первую очередь за счет использования инноваций. В современном мире идут процессы ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка. В таких условиях довольно сложно на протяжении длительного срока сохранять конкурентные преимущества. Электромашиностроительное производство отличается от других секторов национальной экономики определенными особенностями, которые в свою очередь накладывают отпечаток на инновационно-инвестиционные процессы в экономике предприятий, занятых в этой сфере.
Российское электромашиностроительное производство сильно нуждается во внедрении новых инновационных методов создания продукции, так как темпы развития велики и старые методы уже не справляются с поставленными сроками. Современная ситуация в экономике предопределяет качественно новый, инновационный подход к развитию электромашиностроительного комплекса. Искусственно созданная экономическая блокада России активизирует процесс импортозамещения на внутреннем рынке, что в свою очередь стимулирует внедрение инноваций при создании по-настоящему конкурентоспособных электромашиностроительных производств, выпускающих качественные и востребованные электромашиностроительные изделия. При расходовании на нужды электромашиностроительного производства многомиллионных объемов материальных и трудовых ресурсов такой подход приобретает первостепенное значение.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Аньшин В. М. Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелями проектов в российских компаниях / В. М. Аньшин, О. Н. Ильина. – М.: Инфра-М, 2015. – 448 с.
4. Бородакий Ю.В., Кравчук П. В., Батьковский М.А. Моделирование инновационного развития высокотехнологичного предприятия // Экономика. – 2014. – № 2. – С. 32-36.
5. Гончаренко Л. П. Менеджмент инвестиций и инвестиций / Л.П. Гончаренко. – М.: КноРус, 2014. – 631 с.
6. Домошницкий А.И., Истомин Д.А., Гитман М.Б. Разработка модели развития инновационного п предприятия как динамической системы с эффектом памяти // Прикладная математика и вопросы управления. – 2015. – № 1. – С. 49-59.
7. Жидкова М.И. Трансдисциплинарная модель временной единицы порядка в планировании развития предприятия// Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 3.
8. Забродин Ю. Н. Управление инвестиционными программами и портфелями проектов / Ю. Н. Забродин и др. – М.: Дело АНХ, 2015. – 645 с.
9. Инвестиции и инновации / под ред. И. Бочаровой, С. Клименко, Е. Орловой. – М.: Ленанд, 2016. – 682 с.
10. Козловская, Э. Экономика и управление инновациями: учебник / Э. Козловская. – М.: Экономика, 2014. – 359 c.
11. Кузнецова О. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов / О. Кузнецова и др. – М.: Либроком, 2015. – 515 с.
12. Ларионов Г. Бизнес-развитие конкурентоспособности интегрированного продукта. Триединство «Товар-Упаковка-Бренд» / Г. Ларионов. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 485 с.
13. Лобанова Е. Финансовое обоснование стратегических решений в российских корпорациях / Е. Лобанова, В. Паламарчук, В. Минасян. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 264 с.
14. Мазур И. И. Управление проектами / И. И. Мазур и др. – М.: Омега-Л, 2014. – 861 с.
15. Медведев В. П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В. П. Медведев. – М.: Магистр, 2015. – 315 с.
16. Проекты и риски будущего. Концепции, модели, инструменты, прогнозы / под ред. А. А. Акаева и др. – М.: Красанд, 2014. – 531 с.
17. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2016. – М.: Росстат, 2016. – 458 с.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. – М.: Росстат, 2016. – 462 с.
19. Романова М. В. Управление проектами / М. В. Романова – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 394 с.
20. Сидорин А.В. Сидорин В.В. Модель устойчивого развития предприятия на основе инновационной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9-2. – С. 35-40.
21. Стрелкова, Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 235 c.
22. Терк У. Управление проектами и здравый смысл / У. Терк. – М.: Стандарты и качество, 2016. – 476 с.
23. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Бизнес-модель реализации стратегического плана инновационного развития предприятия на основе сценарного подхода // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. – 2016. – № 4 (246).
24. Туккель, И.Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Практикум: Учебное пособие / И.Л. Туккель, С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 208 c.
25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru.
26. Федеральные округа России. Региональная экономика. – М.: КноРус, 2017. – 115 с.
27. Федоров Д. Государственное регулирование рыночной экономики / Д. Федоров. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 132 с.
28. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании / В.Н. Фунтов. – СПб.: Питер, 2014. – 396 с.
29. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / К. Хелдман. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 405 с.
30. Ципес Г. Л. Проекты и управление проектами в современной компании / Г. Л. Ципес, А. С. Товб. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. – 337 с.
31. Чепалыга А. Л. Регионы России. Справочник / А. Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 201 с.
32. Шалбаева А.Р. Совершенствование организационно-экономического механизма инновационного развития предприятия и разработка модели функционирования инновационных структур // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 92-102.