Введение
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Конституционная обязанность Российского государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина
1.2. Полномочия Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина
1.3. Роль Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека как консультативного органа по оказанию содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1. Взаимодействие Президента РФ с Федеральным Собранием в законодательном процессе и гуманитарной сфере
2.2. Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти по обеспечения прав и свобод человека в условиях мобилизации
2.3. Взаимодействие главы государства с судебными органами и органами прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованных источников
В России права и свободы человека и гражданина обеспечиваются большим количеством институтов публичной власти, элементами гражданского общества и так далее. Несмотря на совершенствование нормативной базы, в которой отражены права и свободы человека и гражданина, а также - преобразование правоприменительной деятельности, которая своим главным концептуальным назначением должна иметь обеспечение прав человека, современное состояние российского общества рассматриваемом вопросе не лишено изъянов. Имеется немало нерешенных проблем, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.
Согласно докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2021 году[1], из общего числа опрошенных граждан - 39% указали на то, что права человека в современной России, в целом, соблюдаются; 50% респондентов отрицательно ответили на этот вопрос (в 2020 году - 54%). Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день среди российских граждан продолжает остро стоять вопрос обеспечения их конституционных прав
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности и остроте вопроса обеспечения режима конституционности и гарантированности конституционных прав граждан в современной России. Обозначенная проблема обусловливает необходимость изучения правового статуса Президента как гаранта Конституции с целью определения особенностей правореализации статуса Президента РФ как прав и свобод человека и гражданина.
Цель работы состоит в комплексном исследовании правового статуса Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
1) определить конституционную обязанность Российского государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;
2) раскрыть полномочия Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина;
3) выявить роль Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека как консультативного органа по оказанию содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с Федеральным Собранием в законодательном процессе и гуманитарной сфере;
5) определить вопросы взаимодействия Президента с органами исполнительной власти по обеспечения прав и свобод человека в условиях мобилизации;
6) проанализировать взаимодействие главы государства с судебными органами и органами прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие вследствие осуществления своей деятельности в сфере обеспечения прав и свобод человека Президентом Российской Федерации.
Предметом исследования являются Конституция Российской Федерации[2], нормы действующего законодательства, регламентирующие и регулирующие правовой статус и организационную основу института президентства в РФ.
Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты по теме исследования.
Теоретическую основу составляют труды таких авторов, как
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Конституционная обязанность Российского государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина
Одной из важнейших задач, стоящих перед российским государством, является обеспечение прав и свобод человека и гражданина на должном уровне. Содержание данной задачи находит свое отражение как в положениях глав Конституции РФ, так и в нормах имеющегося конституционного законодательства. Права и свободам человека отводится особое место в структуре правового статуса личности. Кроме того, они являются предметом повышенного практического осмысления и внимания.
Россия, провозгласив себя правовым государством, определила новый подход к правам и свободам. Теперь они выступают в качестве высшей ценности, о чем говорит глава 2 Конституции РФ. Конституционные права и свободы обеспечиваются посредством реально действующих мер, имеющих разносторонний характер, в числе которых законодательные, правоприменительные и иные. Помимо прочего, государство предоставляет гарантии действия таких прав, поскольку в противном случае государство не может считаться подлинно демократическим и правовым. Нормы о правах и свободах должны выражаться в обычной жизни, применяться на практике, преобразовываясь из декларированных в реально действующие[3].
Процесс конституционализации отраслевого законодательства способствует эффективной реализации конституционных прав и свобод. Это приводит к укреплению конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования деятельности государственного аппарата, в том числе правоохранительных органов. Несмотря на то, что в конституционно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод принимают участие многие органы государственной власти, которые периодически претерпевают конституционные преобразования, важно обеспечить качественное конституционное законодательство, которое также динамично развивается, а его правовым центром является Конституция Российской Федерации. Она формирует основу для построения и функционирования правовой системы, закладывает ключевые параметры для всей системы российского законодательства.
Конституция Российской Федерации выступает в качестве приоритетной фундаментально ценностной и нормативно-правовой базы законодательства и конституционного строя, а также является их якорем и точкой отсчета, и такие ценностные ориентации находят свое выражение в отраслевых и межотраслевых правовых исследованиях. Консолидированная и четко структурированная система конституционного законодательства способствует как конституционализации, так и эффективному обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Впервые за долгую историю развития нашего государства права человека признаются на конституционном уровне. Они объявляются высшей ценностью и занимают доминирующий уровень во всей иерархии общечеловеческих ценностей. Идея прав человека продолжает укореняться в правосознании российских граждан, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы жизни общества.
Закрепление на конституционном уровне обязанности по обеспечению прав и свобод человека предопределило приоритетность общечеловеческих ценностей по отношению ко всем иным ценностям государства. Выполнение органами государственной власти, должностными лицами, государством данной обязанности прежде всего необходимо и для самого общества и государства, поскольку результатом выступает создание условий для поступательного стабильного развития самого государства.
В научной литературе отмечается, что понятие «конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека» не находит должного закрепления и выражения в современной правовой науке. Вместе с тем, потребность в его разработке уже наличествует и продиктована, прежде всего, необходимостью обеспечения и защиты прав человека.
Содержание данной обязанности не ограничивается лишь признанием и закреплением на уровне закона основных прав и свобод человека и гражданина. Оно предопределяет ответственность государства по созданию необходимых условий и системы реальных гарантий с целью их реализации, соблюдения и защиты[4].
Нормы статей 45 и 46 Конституции предусматривают наличие государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане вправе отстаивать свои права и свободы способами, которые не находятся под запретом закона. В качестве института непосредственного осуществления прав и свобод выступает институт гражданского общества, под которым следует понимать объединение граждан, основным направлением действий которых является решение различных социальных проблем.
Помимо прочего, согласно норме ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют:
- смысл, содержание и применение законов,
- деятельность законодательных и исполнительных органов власти, местного самоуправления.
Права и свободы обеспечиваются правосудием, т.е. процесс соблюдения прав и свобод напрямую связан со строгим соблюдением нормативных предписаний, которые закреплены как в Конституции Российской Федерации, так и в других нормативных правовых актах, действие которых на территории Российской Федерации обязательно. Соблюдение прав и свобод выражается в постоянной законной деятельности обязанных субъектов.