Актуальность выбранной темы исследования для научного анализа обусловлена несколькими фактами.
Первая причина важности изучения особенностей таможенных процедур определяется сущностью и содержанием данного института таможенного дела, который представляет собой особый вид процедурной деятельности уполномоченных государственных органов в таможенной сфере с точки зрения определения особенностей ее модернизации в рамках проводимой государством общей административной реформы. Это привело к трансформации данного института, адаптации его к новым принципам и методам государственного управления в сфере таможенного дела.
Вторая причина актуальности данного исследования заключается в существующих различий во взглядах ученых и исследователей на проблемы дифференциации и классификации таможенных процедур по различным основаниям.
Поэтому целью данной работы является изучение таможенных процедур как средства таможенного регулирования.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- исследовать сущность понятия «таможенная процедура»;
- определить нормативную основу применения таможенных процедур;
- уточнить виды таможенных процедур исходя из их правового регулирования;
- уточнить права и обязанности участников таможенных правоотношений в процессе применения таможенных процедур;
- выявить проблемы влияния таможенных процедур на развития внешнеторговой деятельности участника ВЭД;
- предложить пути развития таможенных процедур.
В этой связи объектом исследования являются таможенные процедуры.
Предметом исследования является совокупность вопросов правового регулирования применения таможенных процедур, а также теоретические и практические аспекты их применения.
В число методов научного познания, используемых в данной работе, входят: метод научного анализа используемой литературы, метод системного подхода к изучаемому материалу, а также логический и сравнительный методы.
Информационными источниками для изучения рассматриваемой темы послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия, научные публикации, а также ресурсы Интернет.
Значительное внимание вопросам исследования теоретических и практических аспектов применения таможенных процедур уделяется в работах ученых К. А. Бекяшева, Е. Г. Моисеева, Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова и других.
Правовую основу исследования составили Киотская конвенция, Таможенный кодекс ЕАЭС и иные нормативные правовые акты по тематике исследования.
Эмпирическую основу исследования составили официальные данные государственной и таможенной статистики.
Структура и объем работы определены целью и задачами исследования, которое состоит из введения, основной части, объединяющей шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты применения таможенных процедур
1.1 Сущность понятия «таможенная процедура»
Термин «процедура» используется в различных отраслях права: административном, земельном, гражданском, уголовном, в различных отраслях процессуального права и т. д.
В зависимости от применяемой отрасли права, в которой данный термин используется, он приобретает определенные особенности.
Этимология данного термина происходит от латинского слова «Proceedere» - двигаться вперед. В этой связи в юридической литературе под термином «процедура» понимает порядок действий, последовательность в выполнении действий для достижения определенного юридического результата[1].
Особенности правовой процедуры состоит в том, что она применяется в сфере права. Поэтому в правовом понимании данный термин трактуется как «регулируемый законом, иными правовыми актами порядок, состоящий из последовательных действий и направленный на достижение правового результата»[2].
Исходя из этого, можно выделить, что процедура в правовом понимании характеризуется следующими особенностями:
а) регулируется нормами национального и международного права;
б) наличие участника публичной власти является необходимым условием осуществления процедуры;
в) совокупность последовательных действий;
г) ориентирована на достижение определенного правового результата.
Эти особенности раскрывают особенности, которые могут применяться ко всем отраслям права, включая сферу таможенного дела, в отношении таможенных процедур.
Сразу следует отметить, что таможенная процедура как понятие является достаточно новым в российском таможенном праве.
Ранее также использовалось понятие «таможенный режим». В историческом контексте Таможенных уставов Российской империи (1904 и 1910 гг.), Таможенного кодекса СССР (1928 г., 1964 г. и 1991 г.) норм о таможенных режимах не содержится, хотя последний в СССР Таможенный кодекс 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР.
Таможенный кодекс СССР (1991) не обращался к понятию «таможенная процедура», несмотря на фактическое использование правовых конструкций, определявших правила перемещения товаров через таможенную границу и применения ограничений со стороны таможенного законодательства, таких как пропуск для свободного обращения (включающий ввоз и вывоз - ст. 24 ТК СССР), пропуск в целях временного ввоза или временного вывоза (ст. 25 ТК СССР) и пропуск для транзита через территорию СССР (ст. 26 ТК СССР)[3].
Начиная с Таможенного кодекса Российской Федерации (1993) в практике законодательного регулирования стал употребляться термин «таможенный режим», под которым понималась таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования[4].
Таким образом, в историческом контексте законодательством исследуемый термин определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Неудивительно, что такая трактовка таможенного режима, отождествляющая его с таможенной процедурой, имеющей отдельное толкование в ТК РФ, вызвало недоумение среди ученых, не склонных таким образом рассматривать одну из важнейших категорий таможенного законодательства[5].
В статье Н. А. Назаренко, М. С. Савченко «О понятии и содержании таможенной процедуры», авторы предлагают рассматривать «таможенную процедуру как систему и рассматривать ее в качестве элемента системы более высокого порядка - механизма правового регулирования, становится очевидным, что среди элементов механизма правового регулирования таможенная процедура не может быть одновременно и правовой нормой, и правоотношением» и авторы предлагают рассматривать таможенную процедуру как правоотношение[6].
В литературе существуют и иные взгляды относительно определения понятия и содержания «таможенная процедура».
Например, К.А. Бекяшев и Моисеев Е. Г. приводят следующее определение таможенных процедур: «это – контроль за соблюдением порядка перемещения товаров и имущества, осмотр предметов, оформление таможенных документов, наложение таможенного обеспечения, проверка правильности заполнения грузовой таможенной декларации, начисления таможенных платежей, передача статистических сведений органам статистики и другие действия органов государственного таможенного контроля на выполнение законодательства по таможенным вопросам»[7].
Можно привести еще одну точку зрения на определение данного понятия. К. Г. Борисов приравнивает таможенные процедуры к таможенным операциям, которые предусматривают разнообразную деятельность таможенных служб государств по реализации условий международных договоров по таможенному сотрудничеству, а именно: выполнение любых предварительных таможенных формальностей, организации таможенного сопровождения товаров, таможенного оформления товаров и контроля за порядком выдачи груза после уплаты таможенных платежей и таможенной очистки. В состав этих операций входит и надзор за условиями создания и эксплуатации таможенных составов и зон выдачи груза, а также систематическая проверка правильности классификации грузов в соответствии с таможенной декларацией и т.п[8].