ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
2.1. ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
2.2. АКТИВИЗАЦИЯ «ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ» ЕС.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ЕС
3.1. ЭКОНОМИКА.
3.2. ПОЛИТИКА.
3.3. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ.
3.4.ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА.
3.5. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
3.6. РАСШИРЕНИЕ ЕС: ПРОБЛЕМЫ И ВЫГОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.
ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу, как в политическом, так и в валютно-экономическом плане, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одну из ведущих лидирующих положений. Поскольку Россия также принадлежит к европейской цивилизации, то особенно важно извлечь из европейского опыта развития все положительные уроки, а также налаживать сотрудничество с Европой, несмотря на трудности взаимопонимания.
Стратегическое партнерство между Россией и Европейским Союзом является злободневной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Именно поэтому тема данного исследования «Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза в контексте расширения ЕС: проблемы и перспективы сотрудничества» является актуальной и важной на сегодняшний день. О том, что подобной точки зрения придерживается достаточно широкий круг людей, свидетельствует количество статей, книг и заметок, где с большей или меньшей степенью подробности рассмотрена данная тема.
Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей международного сотрудничества стран Европейского Союза и регионов Российской Федерации.
В задачи работы входит:
- Дать характеристику Европейскому союзу, как международной организации. Проследить этапы его развития и проанализировать достижения ЕС на современном этапе.
- Изучить эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствующие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
- Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной политической и экономической интеграции, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Европы.
Объектом исследования является внешняя политика России и Европейского Союза.
Предмет данной работы – взаимоотношения России и Европейского союза на современном этапе.
Исходя из поставленных задач, работа имеет следующую структуру.
В первой главе описывается Европейский союз как международная организация, рассматривается история его создания и основные достижения.
Вторая глава посвящена взаимоотношениям между Россией и ЕС. Здесь говорится об этапах формирования политического дискурса между Россией и Европейским Союзом в конце XX- начале XXI веков, а также характеризуется внешняя политика России в отношении ЕС и «Восточная политика» Евросоюза.
В третьей главе дан анализ отношений России и ЕС по политическим, экономическим, гуманитарным взаимодействиям, включая исследование актуальных проблем и перспектив взаимодействия.
Методологической основой исследования являются концептуальные теоретические положения, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых-аналитиков и политологов. В работе использованы методы наблюдения и сбора фактов, анализ и синтез информации.
Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов регламентирующих отношения между РФ и ЕС, так и учебной и общеполитической литературы. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в аналитической периодике; самые современные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сети Интернет.
Глава 1. Европейский союз: формирование и этапы интеграции
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”[1].
Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”[2].
Для вступления в состав Европейского Союза необходимо, кроме того, наличие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.
Наиболее принципиальные достижения Союза:
- построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС - “пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов” (ст. 14 Договора об учреждении Европейского сообщества);
- строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС - евро (в этом процессе пока не участвуют Великобритания, Дания и Швеция, которые по разным причинам сохранили в обращении свои национальные валюты);
- создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;
- разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.
- формирование права Европейского Союза - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие важные сферы общественных отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан;
- введение института гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом.
- принятие законодательства о Европейском акционерном обществе - единой организационно-правовой форме юридических лиц, которая может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Европейского Союза;
- разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере с целью превратить Европейский Союз в целом в “пространство свободы, безопасности и правосудия” (ст. 2 Договора о Европейском Союзе): нормативные акты по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами “транснациональной” преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, ставших жертвами преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол); подготовка к введению “европейского ордера на арест” и др.;
- превращение Европейского Союза в самостоятельного участника международных отношений, установление Союзом партнерских отношений с иностранными государствами.