Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации кредитования малого бизнеса
1.1. Особенности кредитования малого бизнеса
1.2. Порядок предоставления кредитов малому бизнесу
1.3. Анализ кредитования малого бизнеса в России
Глава 2. Оценка условий кредитования малого бизнеса в коммерческих банках
2.1. Экономическая характеристика ПАО «Сбербанк»
2.2. Сравнительый анализ кредитных предложений для малого бизнесса коммерческих банков
2.3. Проблемы кредитования малого бизнеса и пути их решения на примере ПАО «Сбербанк»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Успешное функционирование и развитие как отечественной, так и всемирной экономики прочно объединено с кредитом, он в свою очередь влияет на рост производства и товарооборота, а так же трансформации финансовых сбережений в капиталовложения. На сегодняшний период кредит в разных формах реализуется практически во всех сферах хозяйственной деятельности общества. Доказательством данного прецедента выступает – формирование банковской деятельности, предпочтительно по части кредитования.
Одной из основных особенностей эффективного функционирования нынешней банковской деятельности представляется уклон на установление операций с широким кругом клиентов. Так например , одним из основных банковских клиентов на сегодняшний день выступает такой сектор экономики как малое и среднее предпринимательство.
Корпоративное кредитование выступает как одно из наиболее перспективных форм партнерства банков с клиентами , потому что ее целью выступает поддержка российского производителя товаров и услуг, а также развитие государственной экономики.
Значимость предоставленной работы определена значимостью малого предпринимательства в национальной экономики в целом и его значением в качестве потребителя банковских услуг. Предприятия малого и среднего бизнеса рассматриваются как одно из перспективных секторов экономики, удачное формирование, которого определяет условия роста ВВП государства и увеличение уровня и качества жизни населения.
Совместно с тем успешное функционирование малого и среднего предпринимательства объединено с обеспеченностью предприятий денежными ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Многие отечественные компании встречаются с проблемой недостающего финансирования. Так, согласно анализам экономических экспертов, потребность бизнеса в кредитных ресурсах удовлетворена исключительно на 20-30 %. На сегодняшний день банковское кредитование представляется как наиболее распространенным способом получения необходимых денежных ресурсов, поскольку обладает более низкими процентными ставками и большой выбор кредитных продуктов.
Цель работы: сравнительный анализ условий кредитования малого бизнеса коммерческими банками, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения определенной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации кредитования малого бизнеса;
- провести сравнительный анализ условий кредитования коммерческими банками;
- определить специфику кредитования малого бизнеса в ПАО «Сбербанк»;
- предложить пути решения проблем кредитования малого бизнеса на примере ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе организации банковского кредитования предприятий малого бизнеса.
Объект исследования: условия кредитования малого бизнеса коммерческими банками. Теоретической базой служат труды исследования российских и зарубежных ученых в сфере экономической теории и банковского кредитования, нормативно-правовые акты РФ, затрагивающие регулирования банковской деятельности.
Методы исследования заключаются в использовании элементов системного и логического подходов. Также использованы методы экспертных оценок, системного, логико-структурного анализа и графического и текстового моделирования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе предоставлены теоретические основы кредитования. Приведена академическая дискуссия об экономической сущности кредита с выделением авторской позиции. Проанализированы ключевые принципы и функции предоставленного понятия. Рассмотрены сущность, основные виды и классификация банковского кредита для предприятий малого бизнеса.
Во втором разделе проведен сравнительный анализ кредитных предложений коммерческих банков «ВТБ», «Альфа банк» и «Сбербанк», исходя, из которого был выявлен банк с наиболее выгодными условиями кредитования для малого бизнеса. Во втором разделе, также приведён развернутый анализ банковского кредитования малого и среднего предпринимательства на примере деятельности ПАО Сбербанк.
Рассмотрена общая характеристика банка, его организационная структура и перечень осуществляемых операций на рынке. Проанализирован кредитный портфель ПАО Сбербанк с выделением места кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в нем. Кроме того, рассмотрены кредитные продукты, представляемые ПАО Сбербанк для малого предпринимательства. Проанализированы основные проблемы, оказывающие отрицательное воздействие на структуру, развитие и эффективность кредитования субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
Особое внимание в работе уделено разработке мероприятий по совершенствованию процесса банковского кредитования малого бизнеса.
В заключении приведены выводы по результатам проведенного исследования.