Введение
- Государственные внебюджетные фонды
1.1. Пенсионный фонд
1.2. Фонд социального страхования
1.3. Фонд обязательного медицинского страхования
- Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России
2.1. Место и роль социального страхования в системе социальной защиты
2.2. Институциональные характеристики социального страхования
2.3. Предложения по формированию рыночной модели финансирования социального страхования
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Трансформация в начале 90-х годов общественно-экономической системы России создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования.
Реформирование экономики и социальной сферы в итоге привело к сокращению рабочих мест, значительным масштабам безработицы во многих регионах страны, сокращению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.
Противодействовать возросшим социальным рискам прежняя социалистическая система социальной защиты не могла прежде всего, по причине отсутствия развитой системы социального страхования. В СССР социальное страхование, в силу идеологических установок и организации экономической жизни, играло незначительную и вспомогательную роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение, которое в новых условиях могло занимать не главную, а дополняющую роль к социальному страхованию.
С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились. В тоже время резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное понижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий – эти и другие факторы привели к возникновению целых ареалов бедности и нищеты.
Таким образом, в последние 15 лет вопросы социальной защиты существенно повысили свою актуальность для подавляющей части населения России.
Цель исследования: анализ деятельности государственных внебюджетных фондов и выработка предложений по ее усовершенствованию.
Объект исследования: государственные внебюджетные фонды.
Предмет исследования: деятельность государственных внебюджетных фондов и меры по ее усовершенствованию.
Задачи исследования:
- Дать характеристику деятельности государственных внебюджетных фондов.
- Проанализировать концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России и предложить меры по усовершенствованию деятельности государственных внебюджетных фондов.
1. Государственные внебюджетные фонды
В Российской Федерации для финансирования важных социальных расходов, гарантированных гражданам Конституцией РФ, созданы государственные фонды названные государственными внебюджетными фондами и на федеральном уровне существует три фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Они обеспечивают аккумуляцию и расходование денежных средств на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в органах законодательной власти вместе с проектами бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ на следующий финансовый год. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством.
Основным источником средств для социальных фондов служит единый социальный налог (ЕСН). ЕСН введен с 2001 года для "мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь" (Бюджетный кодекс РФ). ЕСН платится работодателями с фонда заработной платы. Его введение предполагало значительно упрощена процедура уплаты этого налога налогоплательщиками (в основном, предприятия и организации), которые имеют возможность единовременно произвести выплаты во все социальные внебюжетные фонды. В настоящее время планируется снизить налоговую ставку по единому социальному налогу с 35,6% до 26%. При расчете налоговых выплат при фонде заработной платы до 100 тыс.руб. в год на одного работника используются налоговые ставки, приведенные на схеме, а для больших сумм применяется регрессионная шкала.
1.1. Пенсионный фонд
ПФР является крупнейшим из государственных внебюджетных фондов. Основная задача данного фонда - аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства. Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением ВС РСФСР от 22.12.90 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в. соответствии с законодательством РФ. Пенсионный фонд России находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетен. Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд России обеспечивает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных законодательством;
- организацию работы но взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств Пенсионного фонда России, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд России страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию государственного банка данных но псом категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашении по вопросам пенсий и пособий;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты и Пенсионным фондом России страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий и пособий, компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по пересылке и доставке пенсий и пособий;